Суббота, 04.04.2020, 21:59
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Мой сайт
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 0
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » 2014 » Август » 7 » Умственная отсталость умеренной степени. Технология социально-педагогической реабилитации подростков с умеренн
    02:13

    Умственная отсталость умеренной степени. Технология социально-педагогической реабилитации подростков с умеренн





    Автореферат диссертации по теме "Технология социально-педагогической реабилитации подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости в учреждении социального обслуживания неинтернатного типа"

    Сафонова Людмила Михайловна

    Технология социально-педагогической реабилитации подростков

    с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости в учреждении социального обслуживания неинтернатного типа

    13. 00. 03 - Коррекционная педагогика (олигофренопедагогика)

    Автореферат диссертации 1 2 Г] А Р ("2 на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

    Екатеринбург - 2012

    005015381

    Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева»

    Научный руководитель:

    доктор психологических наук, профессор Уфимцева Людмила Петровна

    Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор

    Агавелян Оганес Карапетович

    кандидат педагогических наук, доцент Зак Галина Георгиевна

    Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Пермский

    государственный педагогический университет»

    Защита состоится «14» марта 2012 г. в 14:00 часов в ауд. 316 на заседании диссертационного совета К 212.283.06 при ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» по адресу: 620017, г. Екатеринбург, проспект Космонавтов, 26.

    С диссертацией можно ознакомиться в диссертационном зале информационно-интеллектуального центра научной библиотеки ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет».

    Автореферат разослан «13» февраля 2012 г.

    Ученый секретарь

    диссертационного совета

    Трубникова Н.М.

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

    Актуальность проблемы и темы исследования. Изменения, произошедшие в последние десятилетия в общественной жизни России, проявились также в усилении внимания к проблемам воспитания, обучения и социальной адаптации детей и подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, в переосмыслении парадигмы специального образования под влиянием новых ценностных ориентаций общества и государства, новой законодательной базы, нового понимания прав ребенка. Этому во многом способствовала деятельность международных сообществ и ряд опубликованных документов: «Декларация прав ребенка» (1959), «Декларация о правах умственно отсталых лиц» (1971), «Декларация о правах инвалидов» (1975), «Конвенция о правах ребенка» (1989), «Закон об образовании» (1992) и «Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995) и др.

    В этой связи возникла проблема социализации подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, в том числе посредством обоснования, разработки и реализации технологии социально-педагогической реабилитации в условиях учреждения социального обслуживания неинтернатного типа.

    Реабилитация как педагогическая категория в настоящее время укоренилась в научной литературе и широко обсуждается в исследованиях по проблемам социальной работы (Н.Ф. Дементьева, ЕМ. Холостова и др.); социальной педагогики (Л.И. Акатов, З.И. Лаврентьева, Р.В. Овчарова, Л .Я. Олиференко, Т.И. Шульга и др.); специальной педагогики (A.A. Дмитриев, В.З. Кантор, В.В. Коркунов, H.H. Малофеев, Л.М. Шипицына и др.); социальной медицины (М.М. Кабанов, A.B. Мартыненко, Д.Е. Мелехов и др.). Данные научные исследования отражают действительные изменения в реабилитации как феномене современности. Отказываясь от методологии изучения реабилитации через призму нормативности, современные ученые объективно выходят на признание индивидуального маршрута развития реабилитируемого.

    Современная ситуация, возникшая и сопровождавшаяся новыми направлениями в реабилитационной деятельности, побуждает ученых к поискам отвечающих времени методологических принципов.

    Особую значимость приобрели современные теоретические идеи и положения о воспитании, обучении и адаптации детей и подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. Проблемы данной категории лиц рассматривались в разных аспектах: психологическом (Н.Л. Белопольская, B.C. Мухина, Л.М. Шипицына и др.), медицинском (А.К. Долгушин, Е.Т. Лильин и др.), педагогическом (В.Г. Бочарова, Н.С. Морова и др.).

    Вопросы технологизации социально-педагогической деятельности освещены в работах В.П. Беспалько, В.Ю. Питюкова, Г.К. Селевко; в социальной педагогике - в исследованиях М.А. Галагузовой, Н.В. Гарашкиной, JI.B. Мардахаева, Р.В. Овчаровой, М.В. Шакуровой и др. Внесли значительный вклад в развитие теории социальной реабилитации В.Г. Бочарова, М.А. Галагузова, З.И. Лаврентьева, JI.B. Мардахаев, Р.В. Овчарова, Е.И. Холостова, М.В. Шакурова и др.

    Проведенный нами анализ практики социально-педагогической работы и научных исследований в данном направлении показал, что система реабилитации подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости в нашей стране на сегодняшний день находится в процессе развития.

    Вопрос «обучаемости - необучаемости» подростков данной категории сохраняет дискуссионный характер в обществе и является недостаточно изученным. Остаются нерешенными вопросы определения их образовательных потребностей и возможностей, разработки и внедрения технологий социально-педагогической реабилитации, оценки их эффективности.

    Резюмируя все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что социальная реабилитация лиц с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости является в настоящее время актуальной проблемой.

    Актуальность этой проблемы:

    - на соииально-педагогическом уровне обусловлена тем, что лица с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости в отличие от лиц с легкой степенью умственной отсталости являются наиболее нуждающимися в социальной реабилитации и интеграции в социум;

    - на научно-теоретическом уровне определяется тем, что долгое время дети и подростки с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости считались «необучаемыми», в связи с чем проблеме их социальной реабилитации уделялось недостаточное внимание;

    - на научно-методическом и практическом уровнях определяется необходимостью повышения уровня социальной реабилитации лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и отсутствием комплексного технологического подхода к социально-педагогической реабилитации лиц данной категории, в том числе в условиях учреждений социального обслуживания неинтернатного типа.

    Теоретический анализ проблемы позволил выявить несоответствия:

    - между современными требованиями общества к социализированное™ подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости и низким уровнем ее сформированности у этих лиц;

    - между необходимостью поиска эффективных средств социальной реабилитации подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости и недостаточной теоретической разработанностью данной проблемы;

    - между практической востребованностью новых форм организации учебно-воспитательной работы и педагогических технологий, направленных на социальную реабилитацию лиц с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, и их недостаточной теоретической разработанностью.

    Для разрешения обозначенных несоответствий необходимы новые подходы к поиску оптимальных условий, путей и средств, направленных на социально-педагогическую реабилитацию подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости в учреждении социального обслуживания неинтернатного типа.

    С учетом выявленных несоответствий и обозначенной проблемы сформулирована тема исследования: «Технология социально-педагогической реабилитации подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости в учреждении социального обслуживания неинтернатного типа».

    Объект исследования: социальная реабилитация лиц с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости.

    Предмет исследования: технология социально-педагогической реабилитации подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости в учреждении социального обслуживания неинтернатного типа.

    Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать технологию социально-педагогической реабилитации подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости в учреждении социального обслуживания неинтернатного типа.

    Исходя из анализа актуальности, цели, объекта и предмета исследования, мы выдвинули следующую гипотезу:

    1. Признавая справедливость общих закономерностей нормального и аномального развития, предполагаем, что наряду с характерными для нормально развивающихся и умственно отсталых сверстников дети и подростки с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости требуют особой организации социально-реабилитационной работы с ними для обеспечения максимально возможной социальной адаптации и подготовки к самостоятельной жизни.

    2. Вероятно, специфика социальной реабилитации подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости в условиях учреждения социального обслуживания неинтернатного типа требует более четкой структурированной технологизации реабилитационного процесса.

    3. Возможно, что эффективность социализации и реабилитации подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости в учреждении социального обслуживания неинтернатного типа будет повышена, если использовать социально-педагогическую технологию, предполагающую:

    - комплексный характер организации реабилитационной работы;

    - индивидуально ориентированный подход при соблюдении принципов доступности, практической направленности, последовательности реабилитационных мероприятий;

    - условия, обеспечивающие объективизацию проблем социальной адаптации подростка, и создание развивающей среды, стимулирующей активность подростка; предусматривающие разработку коррекционно-педагогических программ для реализации процесса реабилитации с учетом психофизических особенностей данного контингента подростков;

    - этапность технологии социально-педагогической реабилитации (информационно-аналитический, диагностический, деятельностный, результативный этапы);

    - применение интегрального оценочного критерия результативности реабилитационной работы.

    В соответствии с поставленной целью и гипотезой были обозначены следующие задачи:

    - изучить теоретические и методологические аспекты проблемы социально-педагогической реабилитации лиц с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости;

    - определить содержание понятия «жизненная компетентность» относительно подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости как интегрального критерия оценки эффективности процесса социально-педагогической реабилитации;

    - дать определение сущности и содержания понятия «технология социально-педагогической реабилитации подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости»;

    - разработать технологию социально-педагогической реабилитации данного контингента подростков с учетом современных теоретических и. практических подходов;

    - апробировать предложенную технологию на базе учреждения социального обслуживания неинтернатного типа и оценить ее эффективность.

    Ограничения исследования: проблема социальной реабилитации лиц с нарушением интеллекта рассматривалась на контингенте подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости; тендерный аспект не входил в задачи исследования.

    Методологической и теоретической основой исследования являются: общефилософские положения о взаимосвязи, взаимообусловленности и целостности явлений и процессов социально-педагогической практики (Т.А. Анишина, В.В. Линьков, И.И. Ремезова и др.); системный подход (О.Л. Алексеев, В.В. Коркунов); положения о значении социального воспитания, о единстве закономерности развития нормальных и аномальных детей, об «обходных» путях в обучении и развитии проблемных детей (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, В.Г. Петрова и др.); научные основы изучения особенностей развития и обучения умственно отсталых детей и

    подростков (Л.С.Выготский, С.Д. Забрамная, A.A. Дмитриев, В.В. Коркунов, В.В. Лебединский, М.С. Певзнер, С.Я. Рубинштейн и др.); положения общей и специальной педагогики о потенциальных возможностях развития ребенка (Л.С. Выготский, В.П. Кащенко, Е.М. Мастюкова, Н.М. Назарова и др.); концепции социально-педагогической работы (В.Г. Бочарова, В.А. Никитин и др.); технологии социального воспитания (Л.И. Акатов, Н.В. Гарашкина, Л.В. Мардахаев и др.); исследования о специфике процессов социализации детей и подростков с тяжелыми нарушениями умственного развития (Г.М. Андреева, А.Р. Маллер, Л.М. Шипицына, A.A. Хилько и др.); концепции социально-педагогических технологий (М.А. Галагузова, Р.В. Овчарова, М.В. Шакурова и др.).

    Методы исследования:

    - теоретические: анализ и синтез при изучении философской, социологической, психологической, педагогической, методической литературы, методы математической статистики, проектирование и моделирование технологии социально-педагогической реабилитации;

    - эмпирические: наблюдения, беседа, анкетирование, тестирование, изучение результатов деятельности, обобщение практического опыта, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольные этапы).

    Организация исследования. Диссертационное исследование проводилось в течение 2004 - 2011 гг. на базе муниципального учреждения «Центр социальной помощи семье и детям «Первомайский». В исследовании принял участие 71 подросток с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, из них 50 подростков регулярно посещали муниципальное учреждение «Центр социальной помощи семье и детям «Первомайский» г. Красноярска, 21 подросток не посещал учреждения специального образования, реабилитационные центры, т.е. эти подростки обучались и воспитывались дома родителями.

    Исследование проводилось в три этапа.

    Первый этап (2004 - 2005 гг.) - теоретико-поисковый, в течение которого осуществлялся анализ философской, социологической, педагогической, социально-педагогической, психолого-педагогической литературы, а также периодических изданий, нормативно-правовых актов, документов по проблеме исследования; изучалось современное состояние социально-педагогической реабилитации подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталостью в России и за рубежом, опыт применения технологий социально-педагогической реабилитации; были определены методология и методика исследования, его научный аппарат; велось накопление эмпирического материала путем обобщения опыта деятельности специалистов социальной и социально-педагогических областей, работающих с детьми и подростками с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости; подбирался диагностический инструментарий, комплектовалась

    экспериментальная группа подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, посещающих учреждение социального обслуживания, и контрольная группа подростков, не посещающих учреждения специального (коррекционного) образования либо учреждения социального обслуживания, т.е. обучающихся и воспитывающихся дома.

    Второй этап (2006 - 2008 гг.) - опытно-поисковый, в процессе реализации которого сформулированы основные положения, определяющие методологические и теоретические основы технологии социально-педагогической реабилитации подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости в учреждениях социального обслуживания неинтернатного типа; определено содержание данной технологии; выявлены особенности деятельности субъектов по реализации технологии, осуществлен формирующий эксперимент.

    Третий этап (2009 - 2011 гг.) - обобщающий, в процессе которого осуществлены анализ, обобщение, систематизация и описание полученных результатов проведенного исследования.

    База исследования: муниципальное учреждение «Центр социальной помощи семье и детям «Первомайский» г. Красноярска, в условиях которого осуществлялась разработка и апробация технологии социально-педагогической реабилитации подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости; кафедра коррекционной педагогики Института специальной педагогики Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева.

    Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечена:

    - использованием теоретических и методологических подходов в современных социальных и педагогических науках;

    - применением совокупности методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования;

    - взаимообусловленностью и непротиворечивостью результатов качественного и количественного анализов экспериментально полученных данных;

    - обработкой результатов исследования методами математической статистики;

    - личным участием автора во всех этапах эксперимента.

    Научная новизна исследования заключается в том, что:

    раскрыта сущность социально-педагогической реабилитации подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости с позиции современных научных подходов;

    - теоретически обоснована и разработана технология социально-педагогической реабилитации подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости с учетом их психофизических особенностей; определены принципы организации технологического процесса; определены

    цель, направления, субъекты, основные этапы реабилитации и их содержание, условия, обеспечивающие ее эффективность;

    - определен и научно обоснован интегральный критерий социализированное™ подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости - жизненная компетентность, отражающий сформированность операционального коммуникативного и регулятивно-мыслительного компонентов;

    - синтезирован диагностико-оценочный комплекс, направленный на определение уровня социализированное™ подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости.

    Теоретическая значимость исследования:

    - в процессе теоретического анализа определены и научно обоснованы содержание и особенности социально-педагогической реабилитации подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости в учреждении социального обслуживания неинтернатного типа;

    - уточнено понятие «жизненная компетентность» в отношении подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости в совокупности ее компонентов (операционального, коммуникативного, регулятивно-мыслительного), которое позволяет выбирать первоочередные направления реабилитационной работы и комплексно оценивать результаты социализированное™ подростков этого контингента.

    Практическая значимость исследования.

    Разработанная комплексная программа социальной реабилитации подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости в учреждении социального обслуживания неинтернатного типа направлена на коррекцию и развитие двигательной сферы, на социально-бытовую адаптацию, на развитие вербальных и невербальных средств коммуникации, на формирование коммуникативных навыков этих подростков.

    Предложенный диагностико-оценочный комплекс позволяет определить уровень сформированности жизненной компетентности, объемы и эффективность коррекционной работы с подростками с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости.

    Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, реабилитационных центров, учреждений системы социального обслуживания, а также в учебном процессе педагогических вузов при переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров в системе специального образования, социальных педагогов, социальных работников.

    Апробация результатов исследования осуществлялась посредством:

    - обсуждения его основных положений на заседаниях кафедр: коррекционной педагогики Института специальной педагогики ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет

    им. В.П. Астафьева» (2006 - 2010 гг.), специальной педагогики и специальной психологии Института специального образования ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» (2011 г.);

    - участия в научных и научно-практических конференциях: региональных, межвузовских, всероссийских (Красноярск, 2005 - 2011 гг.);

    - публикаций основных положений и результатов исследования в сборниках научных трудов и научных журналах (Москва, 2006, 2007; Красноярск, 2006, 2007, 2009, 2011; Барнаул, 2008, 2009; Бийск, 2008; Новосибирск, 2009; Екатеринбург, 2011);

    - социально-педагогической деятельности на базе муниципального учреждения «Центр социальной помощи семье и детям «Первомайский» г. Красноярска;

    - участия в реализации международного социального проекта по психолого-педагогической поддержке подростков с тяжелыми интеллектуальными нарушениями, поддержанного международным фондом «Институт Открытое общество» (2004 - 2005 гг.);

    - участия в реализации регионального социального проекта по психолого-педагогическому сопровождению и поддержке подростков с тяжелыми интеллектуальными нарушениями, поддержанного Всероссийской партией «Единая Россия» (2007 г.);

    - участия в международной онлайн-конференции «Проблемы социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья в России и США» (2011 г.).

    На защиту выносятся следующие положения:

    1. Технология социально-педагогической реабилитации подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости в условиях учреждения социального обслуживания неинтернатного типа, включающая в себя структурные элементы: принципы, методы, формы, основные направления деятельности, функции, субъекты, условия реализации, этапы реализации.

    2. Разработан и научно обоснован диагностико-оценочный комплекс, позволяющий определить уровень социализации и реабилитации подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости.

    3. Предложена комплексная программа социальной реабилитации подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости в учреждении социального обслуживания неинтернатного типа, включающая мероприятия по: коррекции и развитию двигательной сферы; социально-бытовой адаптации; развитию вербальных и невербальных средств коммуникации; формированию коммуникативных навыков.

    Структура н объем диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (276 источников, в том числе 16 на иностранном языке), 5 приложений. Текст диссертации содержит 5 таблиц, 4 рисунка.

    ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

    Во введении обоснована актуальность исследования, раскрыта степень ее научной разработанности; определены проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования; охарактеризована его научная новизна, теоретическая и практическая значимость; сформулированы основные положения, выносимые на защиту, содержатся данные об апробации работы и внедрении результатов.

    В первой главе диссертации «Теоретические основания социальной реабилитации лиц с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости» проанализированы проблемы социальной реабилитации лиц с интеллектуальными нарушениями в зарубежных странах и России.

    Отношение государства к людям с дефектами интеллектуального развития имеет длительную историю и обнаруживает тенденцию от первоначального враждебного и дискриминационного отношения к человеку с интеллектуальными нарушениями (в эпоху Античности, Возрождения и Средневековья), до изменения в сторону принятия, партнерства и интеграции лиц с тяжелыми интеллектуальными нарушениями в социум (конец XX -начало XXI веков).

    В странах Западной Европы проблема помощи лицам с интеллектуальными нарушениями к концу XVIII века начинает рассматриваться как научная. В связи с этим открываются специальные образовательные учреждения для умственно отсталых, оформляются педагогические системы воспитания глубоко умственно отсталых (М. Монтессори, Ф. Пинель, Э. Сеген, Ж. Эскироль и др.). Необходимо отметить, что первые научные представления о реабилитации начинают формироваться в ходе систематического обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии в XVIII - XIX веках. Именно в это время стали осуществляться широкие общественные и государственные мероприятия по воспитанию и обучению умственно отсталых людей.

    В России воспроизводились те же эволюционные периоды отношения общества к людям с интеллектуальными нарушениями, что и в европейских странах, но со значительным отставанием в масштабе исторического времени.

    До 90-х годов XX столетия в нашей стране преобладала тенденция изоляции умственно отсталых людей, усиленная по идеологическим и экономическим факторам. Начало 90-х годов XX столетия - вхождение России в мировое образовательное пространство и переход от изоляции к интеграции лиц с интеллектуальными нарушениями. В конце XX - начале XXI веков происходит смена образовательной парадигмы, аннулируется понятие «необучаемые дети»; возникают новые подходы к социальной реабилитации лиц с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости.

    Современное состояние проблемы социальной реабилитации детей и подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости характеризуется следующими особенностями:

    - система обучения и сопровождения детей и подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости в России до настоящего времени находится в процессе развития, несмотря на достижения, которые сделаны в этом направлении;

    - имеющееся ограниченное количество программных и методических разработок для обучения и воспитания данной категории детей и подростков рассчитано, главным образом, на учреждения специального (коррекционного) образования;

    - остается актуальной проблема определения образовательных потребностей и возможностей детей и подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости;

    - востребована разработка технологии социально-педагогической реабилитации данного контингента детей и подростков для ее реализации в условиях учреждения социального обслуживания неинтернатного типа.

    Во второй главе диссертации «Разработка и апробация технологии социально-педагогической реабилитации подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости» рассмотрены используемые в исследовании понятия «реабилитация», «социально-педагогическая реабилитация», «технология». Уточнено значение такого понятия как «технология социально-педагогической реабилитации», определены ее сущность, цель, принципы, функции, субъекты, направления и этапы реализации и их основное содержание, формы организации социально-педагогической работы. Предложен интегральный критерий «жизненная компетентность», позволяющий определять эффективность социальной реабилитации подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости; представлены результаты апробации предложенной технологии социально-педагогической реабилитации подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости в учреждении социального обслуживания неинтернатного типа.

    Понятия, используемые в данном исследовании:

    Реабилитация - восстановление максимально возможной гармоничности в развитии человека с ограничением и его взаимодействии с окружающим миром (A.B. Гордеева). Реабилитация как педагогическая категория укоренилась в научной литературе по проблемам социальной работы (Н.Ф. Дементьева, Е.И. Холостова и др.), социальной педагогики (З.И. Лаврентьева, Р.В. Овчарова, Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга и др.), специальной педагогики (A.A. Алексеев, A.A. Дмитриев, В.З. Кантор, В.В. Коркунов, H.H. Малофеев и др.), социальной медицины (Е.Т. Лильин, A.B. Мартыненко, Д.Е. Мелехов и др.).

    Ключевым моментом в толковании понятия «социально-педагогическая реабилитация» подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости является, по нашему мнению, процесс приобретения социально-значимых качеств, обеспечивающих их включенность в общество на своих собственных условиях, которые это общество понимает и учитывает.

    На основании анализа существующих в научной литературе определений и понятий «социальной технологии» мы считаем возможным в контексте нашего исследования использовать следующее понятие: технология социально-педагогической реабилитации - целенаправленная, специально организованная последовательность деятельности, которая определяет цель и задачи (основное назначение технологии), ориентирована на определенный объект работы, имеет четкую концептуальную основу и методологическое обоснование, условия реализации и представляет обязательную цепочку определенных действий (этапов).

    Технология социально-педагогической реабилитации подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости должна, на наш взгляд, способствовать их максимально возможной социализации, прогнозом успешности которой будет являться уровень сформированности жизненной компетентности.

    Под «жизненной компетентностью» подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости мы понимаем сформированность основных компонентов, обеспечивающих их максимально возможную социальную адаптацию и готовность к адекватной самостоятельной деятельности и общению в жизненно значимых ситуациях:

    - операциональный компонент (сформированность моторики и связанных с ней навыков самообслуживания);

    - коммуникативный компонент (сформированность речи и связанных с ней коммуникативных навыков);

    - регулятивно-мыслительный компонент (сформированность навыков самоконтроля и саморегуляции поведения и деятельности).

    Нами были проанализированы наиболее известные и часто практикующиеся в нашей стране подходы к обучению, воспитанию, коррекции и реабилитации детей и подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости (И.М. Бгажнокова, A.B. Маллер, A.A. Хилько, A.M. Царев, JIM. Шипицына) на предмет их «технологичности».

    Изучение указанных выше программ и программно-методических материалов по обучению и воспитанию лиц с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости показало их преимущественную односторонность и отсутствие комплексного подхода для обеспечения максимально возможной социально-педагогической реабилитации.

    Ограниченное количество программных и методических разработок и фактическое отсутствие технологий социально-педагогической реабилитации подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости побудило

    нас к разработке такой технологии для ее реализации в условиях учреждения социального обслуживания неинтернатного типа.

    На начальном этапе разработки технологии социально-педагогической реабилитации нами было проведено анкетирование родителей, воспитывающих подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, на предмет выделения ими основных проблем развития своих детей и определения социальных запросов к учреждению социального обслуживания неинтернатного типа.

    Результаты анкетирования, а также теоретический анализ научной литературы позволили выделить проблемы относительно лиц данного контингента подростков и определить цель и содержание реабилитационной работы с ними.

    Для того чтобы оценить сформированность социально-значимых умений и навыков, с учетом опыта отечественных ученых (Л.Б. Баряевой, Н.П. Вайзмана, А.Р. Маллера, A.A. Хилько, Л.М. Шипицыной и др.) нами был разработан специальный диагностический комплекс, который включает в себя следующие блоки по основным компонентам жизненной компетентности, определенным выше.

    1. Операциональный компонент: сформированность мелкой и крупной моторики, простейших графомоторных навыков; социально-бытовых навыков (санитарно-гигиенических, самообслуживания; приготовления пищи и сервировки стола; навыков использования инфраструктуры социального обслуживания в местах проживания).

    2. Коммуникативный компонент: речевое развитие (импрессивная и экспрессивная речь: состояние произносительной стороны речи, лексико-грамматического строя, состояние связной речи; наличие и характер чтения и письма); сформированность коммуникативных навыков (владение стереотипами общения, отношение к взрослым, отношение к сверстникам).

    3. Регулятивно-мыслительный компонент: сформированность простейших навыков саморегуляции и самоконтроля.

    Нами применялась следующая оценочная шкала по каждому изучаемому показателю: 2 балла - навык сформирован полностью, 1 балл - частично сформирован, 0 баллов - отсутствует. В итоге по каждому блоку показателей подсчитывалась сумма набранных баллов, на основании которой можно было, во-первых, определить актуальный уровень сформированное™ изучаемых навыков (недостаточный, необходимый, достаточный) и объективировать имеющиеся конкретные проблемы у каждого подростка с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. Во-вторых, отследить динамику данных показателей в процессе реабилитационной работы и внести необходимые коррективы.

    Для постоянного контроля достижений в ходе исследования заполнялась индивидуальная диагностическая карта на каждого подростка в течение трех и более лет.

    Полученные диагностические данные на каждого подростка дополнялись наблюдениями специалистов за особенностями его поведения и деятельности, а также изучением медицинского и социального анамнеза.

    На основании комплексной оценки всей собранной о подростке информации нами были предложены следующие оценочные качественные характеристики уровней сформированности жизненной компетентности у данного контингента подростков.

    Недостаточный уровень - характеризуется отсутствием умений и навыков самообслуживания; неспособностью к продуктивной деятельности даже при помощи взрослого; невозможностью элементарного самоконтроля и саморегуляции. Подросток не в состоянии осознать свои возможности, не уверен в своих силах, не владеет вербальными и невербальными средствами установления коммуникативного контакта.

    Необходимый уровень - сформированы только минимально необходимые элементарные навыки и умения самообслуживания. Подросток способен к продуктивной деятельности, к организации общения со сверстником, педагогом под руководством взрослого. Частично овладевает вербальными и невербальными средствами установления коммуникативного контакта. В редких случаях бывает увлечен, заинтересован в своей деятельности. Оценить свое поведение и быть самокритичным подросток не может.

    Достаточный уровень - сформированы практически все наиболее необходимые умения и навыки. Подростку интересна доступная ему деятельность; он проявляет в ней достаточную самостоятельность, трудолюбие, способен к простейшему самоконтролю и саморегуляции. Подросток оценивает свое поведение с помощью взрослых.

    Интегральный критерий «жизненная компетентность» позволяет, с одной стороны, оценить результативность реабилитационной работы в целом, с другой - спрогнозировать успешность социальной адаптации подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости после окончания цикла реабилитационных занятий.

    Разработанная нами технология социально-педагогической реабилитации подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости включает в себя следующие элементы, представленные на структурной схеме технологии социально-педагогической реабилитации подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости в учреждении социального обслуживания неинтернатного типа: принципы, методы, формы работы, основные направления деятельности, функции, субъекты, условия реализации, этапы реализации (рис.1).

    Экспериментальное исследование по апробации предложенной технологии социально-педагогической реабилитации проводилось нами на базе муниципального учреждения «Центр социальной помощи семье и детям «Первомайский» г. Красноярска.

    В исследовании принял участие 71 подросток с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, из них: 50 подростков (экспериментальная группа), 21 подросток (контрольная группа).

    сформированность регулятивно-мыслительного компонента

    Рис. 1. Структурная схема технологии социально-педагогической реабилитации подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости в учреждении социального обслуживания неинтернатного типа

    д 1 о 4

    а а = =

    о 2 3

    12 С- 4;

    Ею» а о к в

    2 * а 5

    » С 5 л

    2 а? 5 ч

    а I а 3

    экспериментальная группа

    контрольная группа

    экспериментальная группа

    контрольная группа

    экспериментальная группа

    контрольная группа

    0 Достаточный уровень а Необходимый уровень в Недостаточный уровень

    Рис. 2. Сформированность социально-значимых навыков у подростков сравниваемых групп на начало и конец эксперимента (в %)

    Качественные показатели сформированности социально-значимых навыков у подростков сравниваемых групп на начало и на конец эксперимента представлены на рис. 2.

    На рис. 3 представлены результаты проведенного нами экспериментального исследования по распределению уровней жизненной компетентности.

    Экспериментальная г руппа Контрольная группа

    ао до после

    В Недостаточный уровень О Необходимый уровень 0 Достаточный уровень

    Рис. 3. Уровни жизненной компетентности (достаточный, необходимый, недостаточный) подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости сравниваемых групп до и после реабилитационной работы (в %)

    Как свидетельствуют результаты эксперимента, количество подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости (экспериментальная группа), имеющих достаточный уровень жизненной компетентности, за время эксперимента увеличилось на 42% и составило 46%. И наоборот, число подростков, имеющих недостаточный уровень жизненной компетентности, за время эксперимента уменьшилось на 40% и составило 12%.

    Необходимо констатировать, что за весь период наблюдения в контрольной группе не было выявлено достоверной динамики в росте интегрального показателя «жизненная компетентность». Здесь по-прежнему доминировали подростки с недостаточным уровнем жизненной компетентности (52 - 53%). Количество подростков с достаточным уровнем жизненной компетентности на начало и на конец эксперимента не изменилось (3%).

    Достоверность результатов экспериментального исследования подтверждена результатами статистического анализа с использованием критерия Стьюдента и %2- критерия Пирсона.

    В контрольной группе, где коррекционная работа велась не специалистами, а родителями и осуществлялась эпизодически, статистически достоверных различий в экспериментальных данных до и после проводимой

    работы не обнаружено, т.к. показатель 4„„. и у?змп. оказались меньше tKp, и по всем отслеживаемым показателям.

    В экспериментальной группе в результате реализации предлагаемой технологии выявлены статистически достоверные отличия в экспериментальных данных до и после проводимого эксперимента по всем отслеживаемым показателям: t3M„ > tKp. с уровнем статистической значимости 0,01%; %2эмп. > "V с уровнем статистической значимости 0,001% (за исключением показателей крупной моторики, где по %2-критерию Пирсона, Х2э.м. < */ЛР. с уровнем статистической значимости 0,05), что с достаточно высокой степенью достоверности свидетельствует о повышении уровня сформированности исследуемых показателей.

    Катамнестическое наблюдение за подростками, посещавшими реабилитационные занятия в муниципальном учреждении «Центр социальной помощи семье и детям «Первомайский», показало, что те из них, которые достигли достаточного уровня жизненной компетентности, относительно успешно социализировались.

    Например, 52% таких подростков продолжили обучение в экспериментальных группах профессиональных лицеев по специальностям «вязальщица», «мастер по ремонту обуви», «садовник»; 26% подростков стали посещать центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов для обеспечения дневной занятости; 9% подростков продолжили занятия в лечебных мастерских при взрослом психоневрологическом интернате; 13% подростков, несмотря на то, что находятся дома, активно помогают родителям в ведении домашнего хозяйства. Подростки, по тем или иным причинам не сумевшие за время 3-летнего цикла реабилитационных занятий достичь достаточного уровня жизненной компетентности, в большинстве своем продолжили дальнейшее посещение учреждения социального обслуживания неинтернатного типа.

    Таким образом, экспериментально доказано, что реализация предложенной нами технологии социально-педагогической реабилитации подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости на базе учреждения социального обслуживания неинтернатного типа способствует повышению уровня их жизненной компетентности, обеспечивая тем самым успешность социальной адаптации и интеграции в общество. Выдвинутая гипотеза подтверждена, поставленные задачи решены, цель исследования достигнута.

    В заключении диссертации обобщены результаты исследования, подтверждающие правильность выдвинутой гипотезы, и положения, позволяющие решить поставленные задачи, а также сделаны итоговые выводы:

    1. Теоретический анализ проблемы социально-педагогической реабилитации лиц с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости свидетельствует о том, что в России отношение общества к лицам данной категории эволюционировало по пути европейских стран, но со значительным

    отставанием в масштабе исторического времени. Тенденция изоляции умственно отсталых лиц, усиленная идеологическим и экономическим факторами, в России сохранялась до 90-х годов XX века. Новые подходы к социальной реабилитации лиц с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости стали возможны только в конце XX - начале XXI века, когда Россия вошла в мировое образовательное пространство. Это способствовало смене образовательной парадигмы, переходу от изоляции к интеграции лиц с отклонениями в развитии, понятие «необучаемые дети» было исключено. Начался поиск новых подходов к социальной реабилитации лиц с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. Один из них - предлагаемое нами формирование «жизненной компетентности» с использованием технологии социально-педагогической реабилитации подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости в условиях учреждения социального обслуживания неинтернатного типа.

    2. Анализ существующей системы социально-педагогической реабилитации детей и подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости в Российской Федерации свидетельствует о неполном соответствии имеющихся реабилитационных условий индивидуальным особенностям и особым потребностям данной категории детей и подростков, а также о недостаточной разработанности единых методологических и методических подходов к решению данной проблемы.

    3. Методологические аспекты проблемы социально-педагогической реабилитации лиц с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости представлены в научной литературе по проблемам социальной работы, социальной педагогики и социальной медицины. Научно-теоретическое осмысление данной проблемы в рамках настоящего исследования позволило уточнить содержание понятий: реабилитация как педагогическая категория, технология социально-педагогической реабилитации, жизненная компетентность как интегральный критерий оценки эффективности реабилитационной работы и прогноза успешности социальной адаптации лиц с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости.

    4. Теоретическое обобщение литературных источников психолого-педагогической и социально-педагогической направленности позволило нам дать собственную трактовку понятию «жизненная компетентность подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости», под которым мы понимаем сформированность основных компонентов, обеспечивающих их максимально возможную социальную адаптацию и готовность к адекватной самостоятельной деятельности и общению в жизненно значимых ситуациях. К таким компонентам, учитывая психофизические особенности данного контингента подростков, мы отнесли следующие: операциональный компонент, коммуникативный компонент, регулятивно-мыслительный компонент.

    5. Эффективность социальной реабилитации подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости в условиях учреждения социального

    обслуживания неинтернатного типа обеспечивается использованием технологии, направленной на конкретные субъекты, опирающейся на ряд принципов и методов, включающей комплексную программу, определенные этапы деятельности и условия реализации.

    6. Итоги формирующего эксперимента убедительно продемонстрировали, что реализация разработанной нами технологии социально-педагогической реабилитации подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости в учреждении социального обслуживания неинтернатного типа способствовала развитию и раскрытию индивидуального потенциала каждого подростка. Положительная динамика выразилась в значительном улучшении всех исследуемых компонентов жизненной компетентности. Со стороны операционального компонента было выявлено существенное повышение показателей сформированное™ моторных навыков (на 36%) и связанных с ними социально-бытовых навыков (на 64%). Со стороны коммуникативного компонента также отмечено значительное улучшение показателей сформированности речевых навыков (на 38%) и связанных с ними показателей сформированности коммуникативных навыков (на 50%). Наличие выраженного повышения показателей сформированности простейших навыков самоконтроля и саморегуляции (на 40%) отражает положительную динамику регулятивно-мыслительного компонента.

    7. Катамнестические данные подтвердили высокую прогностическую возможность предложенного нами интегрального критерия жизненной компетентности подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости в плане оценки успешности их социальной адаптации.

    Полученные в диссертационном исследовании результаты не претендуют на исчерпывающее решение данной проблемы. В дальнейшем считаем целесообразным продолжение исследования по разработке технологии психолого-педагогического сопровождения подростков с умеренной.и тяжелой степенью умственной отсталости, успешно прошедших реабилитацию на базе учреждения социального обслуживания неинтернатного типа, в процессе их дальнейшего профессионального обучения.

    Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:

    Статьи, опубликованные в рецензируемых научных изданиях, включенных в реестр ВАК МОиН РФ:

    1. Сафонова, Л.М. Педагогическое обеспечение социальной адаптации подростков с выраженной степенью нарушения интеллекта / Л.М. Сафонова // Сибирский педагогический журнал (научно-практическое издание). -Новосибирск, 2009. - № 9. - С. 295 - 304 (0,7 п. л.).

    2. Сафонова, Л.М. Социально-педагогическая реабилитация подростков с выраженными интеллектуальными нарушениями в учреждении социального обслуживания неинтернатного типа / Л.М. Сафонова // Специальное

    образование : науч.-метод. журн. - Екатеринбург, 2011. - № 4 (24). - С. 113 — 120 (0,5 п. л.).

    3. Сафонова, JIM. Определение жизненной компетентности у подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости / JIM. Сафонова // Педагогическое образование в России. - Екатеринбург, 2011.-№5.-С. 155-161 (0,4 п. л.).

    Статьи, опубликованные в центральной печати:

    4. Сафонова, JIM. Система социально-трудовой адаптации подростков с тяжелыми нарушениями интеллекта / Л.П. Уфимцева, JIM. Сафонова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - М.,

    2005, № 4. - С. 66 - 71 (0,4 п. л. / 0,2 п. л.).

    5. Сафонова, JI.M. Коррекция и развитие двигательной сферы подростков с тяжелыми нарушениями интеллектуального развития / Л.П. Уфимцева, Л.М. Сафонова, Е.Б. Полежаева // Коррекционная педагогика. - М., 2006. - № 6 ( 18). - С. 67 - 75 (0,6 п. л / 0,2 п. л.).

    6. Сафонова, Л.М. Диагностика психофизического развития подростков с выраженной степенью умственной отсталости / Л.П. Уфимцева, Л.М. Сафонова // Коррекционная педагогика. - М., 2007. - № 1 (19). - С. 37 - 41 (0,3 п. л. / 0,15 п. л.).

    7. Сафонова, Л.М. Коррекция речи подростков с тяжелыми нарушениями интеллектуального развития / Л.П. Уфимцева, Л.М. Сафонова, В.Е. Рогозина // Коррекционная педагогика. - М., 2007. - № 3 (21). - С. 49 - 54 (0, 4 п. л. / 0,1 п. л.).

    Статьи в сборниках научных трудов и тезисы докладов на научно-практических конференциях:

    8. Сафонова, Л.М. Комплексная оценка показателей психофизического развития подростков с тяжелыми нарушениями интеллектуального развития /Л.П. Уфимцева, Л.М. Сафонова // Социально-трудовая адаптация подростков с тяжелыми нарушениями интеллекта : сб. метод, материалов : Красноярск,

    2006. - С. 74 - 92 ( 1,2 п. л. / 0,6 п. л.).

    9. Сафонова, Л.М. Некоторые подходы к социально-трудовой адаптации подростков и молодых людей с выраженными нарушениями интеллектуального развития / Л.М. Сафонова // Краевая система специального образования: состояние, проблемы, перспективы развития в контексте разработки и создания учебно-методической литературы нового поколения для детей с особыми образовательными потребностями : сборник научных материалов региональных педагогических чтений. ГОУ ВПО «КГПУ им. В.П. Астафьева», том 3. -Красноярск, 2006. - С. 92 - 96 (0,4 п. л.).

    10. Сафонова, Л.М. Программа формирования коммуникативных навыков у подростков с выраженной степенью умственной отсталости / Л.М. Сафонова, H.A. Стряпухина // Образование и социализация личности в

    современном обществе : материалы V всероссийской научной конференции. -Красноярск : КГПУ им. В.П. Астафьева, 2007. - С. 38 - 40 (0,2 п. л. / 0,1 п. л.).

    И. Сафонова, Л.М. Формирование навыков социально-бытовой ориентации у подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости / Л.М. Сафонова // Психолого-педагогическая и медико-социальная поддержка лиц с проблемами в развитии: материалы всероссийской научно-практической конференции. - Бийск : БПГУ им. В.М. Шукшина. - 2008. -С. 377-380 (0,2 п. л.).

    12. Сафонова, Л.М. Из опыта работы по коррекции речи подростков с тяжелыми нарушениями интеллектуального развития / Л.М. Сафонова // Актуальные направления и проблемы развития системы специального образования в условиях модернизации образования: Межрегиональный сборник научно-практических статей: опыт работы региона. - Барнаул : АКИПКРО, 2008. - С. 66 - 68 (0,1 п. л.).

    13. Сафонова, Л.М. Диагностика уровня социальной адаптации подростков с выраженной степенью умственной отсталости / Организация и содержание процесса обучения и воспитания детей с проблемами интеллектуального развития: Межрегиональный сборник научно-практических статей. - Барнаул : Из-во АКИПКРО, 2009. - С. 132 - 138 (0,3 п. л.).

    14. Сафонова, Л.М. Педагогические средства обеспечения социальной адаптации подростков с выраженной степенью умственной отсталости / Л.М. Сафонова // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2009. - № 1. - С. 52 - 58 (0,3 п. л.).

    15. Сафонова, Л.М. Социальная реабилитация подростков с тяжелыми нарушениями интеллектуального развития посредством допрофессиональной подготовки / Л.М. Сафонова, С.Г. Колтышева // Образование и социализация личности в современном обществе: материалы VI Международной научной конференции. ГОУ ВПО «КГПУ им. В.П. Астафьева» в 2 т. Том 1. -Красноярск, 2009. - С. 112 - 118. ( 0,4 п. л. / 0,2 пл.).

    16. Сафонова, Л.М. К вопросу о технологии социально-педагогической реабилитации подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости / Л.П. Уфимцева, Л.М. Сафонова // Социальная реабилитация: социокультурные и психолого-педагогические ресурсы и практики: материалы третьей всероссийской научно-практической межведомственной конференции с международным участием. - Красноярск : КГПУ им. В.П. Астафьева, 2011. -С. 228 - 234 (0,4 п. л. / 0,2 п. л.).

    Отпечатано ИПК КГПУ 660060, г. Красноярск, ул. А. Лебедевой, 89, тел.: (391)211-48-00,211-48-65. Е-таИ:ата^ата2007@п1аП.1"и



    Источник: nauka-pedagogika.com
    Просмотров: 320 | Добавил: haveall | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Copyright MyCorp © 2020
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz