windows-1251Лекция №. 102: Задержка умственного развития
Лекция №. 102:
Задержка умственного развития
copyright Cheryl K. Hosken 2008
Цели:
- Обучающийся поймет историю лечения задержки умственного развития.
- Обучающийся узнает причины задержки умственного развития.
- Обучающийся поймет характеристики задержки умственного развития.
Описание одного ребенка
Райан, шестнадцатилетний десятиклассник с синдромом Дауна, выключает будильник, прозвеневший в 6:15 утра в понедельник, и неуклюже идет в комнату родителей. "Я встал сам," - говорит он. Затем он задает родителям ежедневный вопрос: "Райан сегодня идти в школу?" Его мать отвечает: "Да, сегодня ты учишься". Райан говорит: "Я волнуется".
Разогрев в микроволновке и съев свой любимый завтрак, 2 куска пиццы, Райан идет в ванную, чтобы принять душ и побриться. Он бреется электрической бритвой. Затем он моется. Отрегулировать температуру воды для него сложная задача.
До начала уроков Райан проводит время с другими детьми. Незадолго до звонка Райан встречает своего друга Мэтта и пытается его обнять. Мэтт отталкивает Райана и говорит: "Перестань, Райан. Дай лучше твои пять и не вздумай обнимать девчонок". Научиться соответствующим общественным навыкам сложно, и Райану нужна помощь друзей.
В классе Райан работает по видоизмененной программе. Сегодня, когда все его ровесники узнают о различных разделах газеты, Райан учится читать и находить дату, раздел погоды и программу кинотеатров. Остаток дня он проводит в классе специального образования для учащихся с задержкой умственного развития средней степени. Райан учится навыкам учебной и общественной жизни, которые помогут ему жить самостоятельно, когда он станет взрослым. Он учится вступать в переговоры, если ему что-то хочется, вместо того, чтобы выдвигать требования и объяснять их причину.
После уроков Райан садится в автобус и едет на пожарную станцию #3. Там он встречает своего мастера (человека, который обучает его всем рабочим обязанностям) и получает задание. Сегодня он будет мыть и полировать пожарные машины. Завтра он будет пылесосить и подметать на пожарной станции. Ему нравится работать рядом с пожарными. Он хочет, чтобы они его приняли, и гордится работой, которую он выполняет. Спустя два часа он садится в автобус, едет домой и начинает ворчать, когда оказывается, что ему надо ехать с мамой в магазин для покупки новой одежды. Они ищут рубашки с кнопками, потому что с пуговицами Райану трудно справиться.
Дома Райан с братом спорят из-за компьютерных игр, и Райан жалуется матери, что Джош не дает ему поиграть. Мама говорит: "Решайте такие вопросы сами". После ужина Райан убирает со стола и кладет тарелки в посудомоечную машину. Затем он час смотрит телевизор. После этого он готовится ко сну, с глазу на глаз поговорив со своим отцом.
Поразмышляйте над каждым словом следующих стихов:
biblia01/nz14/1Korin12.htm#20">1 Кор. 12:20-25.
История задержки умственного развития
Задержка умственного развития - это идея, синдром, симптом и источник боли и замешательства для многих семей. Ее история начинается с самого появления человека на земле. Упоминания об умственной отсталости можно найти еще в медицинских документах египетского города Фивы (Луксора), датируемых 1500 годом до нашей эры. Несмотря на трудности перевода, в них четко говорится о задержке умственного развития вследствие повреждения мозга.
Задержка умственного развития - это также состояние или синдром, являющийся набором симптомов, качеств и/или характеристик. На протяжении истории ей много раз меняли определение и название. Например, в конце прошлого века и начале нынешнего применяли термины "слабоумие" и "умственная отсталость".
Все определения задержки умственного развития включают в себя затруднения в обучении, в приобретении общественных навыков и в ежедневной деятельности. Симптомы начинают появляться в детстве. Задержка умственного развития была определяющей характеристикой других заболеваний, таких как синдром Дауна и синдром Прадера-Вилли. Наконец, задержка умственного развития бросает вызов и становится причиной постоянного стресса семье, в которой один из ее членов страдает этим недугом. Начиная от установки диагноза до лечения и/или решения об образовании, семьи мучаются вопросами о причинах и прогнозах, а также испытывают вину, чувство утраты и разочарование о будущем.
В Средневековье (476 - 1799 гг.) положение умственно отсталых людей и уход за ними были разными. Несмотря на постепенное появление гуманного отношения (например, уменьшение количества убийств новорожденных и основание приютов), многих детей продавали в рабство, бросали или выставляли на улицу.
К концу этого периода, в 1690 году, Джон Локк опубликовал свою знаменитую книгу Эссе о природе человеческого понимания. Локк считал, что человек появляется на свет без врожденных идей. Его разум чист, и опыт заставляет его взрослеть. Эта теория в значительной степени повлияла на уход и обучение людей с умственной отсталостью. Он также был первым, кто начал различать умственную отсталость и безумие. "Вот в чем заключается различие между идиотами и сумасшедшими: сумасшедшие собирают ложные идеи и обосновывают их, а идиоты крайне редко или вовсе никогда ничего не утверждают и почти не обосновывают".
Жан Марк Итар был, наверное, самым выдающимся врачом, изменившим представление об уходе за умственно отсталыми. Он получил приглашение от Национального Института Франции работать с людьми, которых тогда называли глухонемыми. Он сфокусировал свою работу на мальчике, которого звали Виктор. Всю свою жизнь Виктор прожил в лесах и горах южной Франции. В возрасте 12 лет его, наконец, поймали и отправили на лечение в институт. Проведя осмотр, доктор Итар обнаружил, что Виктор был глух и не мог говорить.
Доктор Итар изучал работы Джона Локка и его коллеги Кондиллака. Их труды подчеркивали важность обучения посредством чувств. Итар разработал для Виктора обширную образовательную программу, позволяющую ему развивать чувства, интеллект и эмоции. Спустя пять лет Виктор достиг определенных результатов и, хотя вряд ли сумел бы жить в обществе, мог продолжать нормальную жизнь в институте.
В конце жизни у Итара появилась возможность обучать группу умственно отсталых детей. Он не занимался их обучением лично, а руководил работой Эдуарда Сегина. Сегин разработал общеобразовательную программу для детей с умственной отсталостью. Он решил, что между чувствами и процессом мыслей есть прямая связь. Его программа началась с тренировки чувств, включая зрение, слух, вкус, обоняние и координации рук и глаз. Этот курс также фокусировался на развитии основных навыков по уходу за самим собой и на профессиональном обучении, подчеркивающем восприятие, координацию, имитацию, положительное подкрепление, запоминание и обобщение. В 1850 Сегин переехал в США и стал новатором в образовании умственно отсталых. В 1876 году он основал то, что впоследствии станет Американской Ассоциацией по Умственной Отсталости. Многие методики Сегина в измененной форме используются до сих пор.
Сопоставьте эти термины с приведенными ниже определениями:
А. задержка умственного развития. Б. Джон Локк.
В. тренировка чувств, интеллекта и эмоций. Г. 1500 до н. э.
1.1. повлиял на обучение людей с умственной отсталостью.
А,
Б,
В,
Г.
1.2. свидетельства в Фиве (Египет) о наличии людей с задержками умственного развития
А,
Б,
В,
Г.
1.3. программа для оказания помощи умственно отсталому Виктору.
А,
Б,
В,
Г.
1.4. затруднения в обучении, приобретении общественных навыков, обнаруживаемое в раннем детстве.
А,
Б,
В,
Г.
В начале 20 века стали основываться школы для людей с задержкой умственного развития. Примерно в то же время Бине разработал первый тест на определение умственного развития. Психологи и педагоги считали, что, проведя такой тест, можно определить умственную отсталость и начать ее преодолевать. Однако лечение таких людей не началось. Школы были переполнены, и многие пациенты вернулись к себе домой. В обычных школах появились классы специального образования для умственно отсталых.
В 1950х и 1970х годах начали образовываться ассоциации для умственно отсталых. В 1975 году был принят Закон об инвалидах. Он гарантировал всем детям с любой инвалидностью в возрасте от 3 лет до 21 года соответствующее образование. Другая часть закона поощряла возникновение программ для младенцев и детей до 3 лет, помогающих им дома. В России существуют школы для детей с легкой степенью умственной отсталости. Я знаю несколько интернатов в Подмосковье, в которых дети живут в течение недели и получают специализированную помощь для улучшения своих способностей. В провинции умственно отсталые дети не получают никакого образования и живут в специальных интернатах.
Причины задержки умственного развития
Задержка умственного развития может быть спровоцирована любой причиной, вызвавшей задержку развития мозга до рождения, во время родов или в детстве. Было открыто несколько сотен различных причин, но примерно в одной трети случаев причина остается неизвестной. Три основных известных причины задержки умственного развития - это синдром Дауна, фетальный алкогольный синдром и синдром слабой X-хромосомы.
Генетические причины - Они возникают в результате генетических отклонений, унаследованных от родителей, нарушений при сочетании генов или других генетических расстройств, вызванных инфекциями во время беременности, воздействием рентгеновских лучей и другими факторами. Более 500 генетических отклонений ассоциируются с задержкой умственного развития. В качестве примера можно привести ФКН (фенилкетонурия), при которой дефектный фермент наносит вред одному из генов. Синдром Дауна - пример хромосомной дисфункции. Хромосомные дисфункции случаются спорадически, и они вызваны избытком или недостатком хромосом, а также изменением структуры хромосомы. Синдром слабой Х-хромосомы - это дисфункция одного гена, расположенного на хромосоме Х, являющаяся основной унаследованной причиной задержки умственного развития.
Проблемы во время беременности - Принятие алкоголя или наркотиков беременной женщиной может вызвать умственную отсталость у ребенка. Недавние исследования свидетельствуют о том, что и курение повышает риск возникновения умственной отсталости у плода. Другие риски включают плохое питание, некоторые вещества, содержащиеся в загрязненном воздухе и болезни матери во время беременности. Болезни, влияющие на плод - токсоплазмоз, цитомегаловирус, краснуха и сифилис. Беременные женщины, зараженные ВИЧ, могут передать инфекцию ребенку, что приводит к возникновению у него неврологических проблем.
Осложнения во время родов - Хотя любой необычный стресс во время родов может повредить мозг ребенка, преждевременные роды и малый вес младенца вызывают серьезные последствия гораздо чаще других причин.
Осложнения после рождения - Детские болезни, такие как коклюш, ветряная оспа, корь и болезни, вызывающие менингит или энцефалит, могут привести к повреждению мозга. Умственная отсталость также может быть вызвана авариями, например, травмой по голове или асфиксией если ребенок чуть не утонул. Свинец, ртуть и другие токсины могут оказать необратимое воздействие на мозг и нервную систему.
Нищета и недостаток культурного воспитания - Дети в бедных семьях могут стать умственно отсталыми из-за нехватки питания, антисанитарии, отсутствия медицинского ухода и плохой окружающей среды. К тому же, дети из бедных районов могут быть лишены культурных и других ежедневных событий, которые бывают у обеспеченных детей. Исследования показывают, что такие условия могут стать причиной умственной отсталости.
Сопоставьте эти термины с приведёнными ниже определениями:
А. Преждевременные роды и низкий вес младенца. Б. Наркотики и алкоголь.
В. Ветряная оспа и корь. Г. Генетические предпосылки.
2.1. Отсутствие контроля беременной женщины над _______ может привести к умственной отсталости ее ребенка.
А,
Б,
В,
Г.
2.2. _________ могут вызвать серьезные умственные проблемы во время родов.
А,
Б,
В,
Г.
2.3. _________ вызывают синдром Дауна и синдром слабой Х-хромосомы.
А,
Б,
В,
Г.
2.4. Некоторые детские болезни, способные привести к задержке умственного развития: ____.
А,
Б,
В,
Г.
Каким образом задержка умственного развития влияет на человека?
Последствия умственной отсталости у разных людей бывают разными, как и вообще умственные способности у обычных людей. Небольшую задержку умственного развития испытывают около 87 процентов больных, воспринимая новые навыки и информацию лишь немного медленнее обычного. У детей такая задержка развития не всегда бывает сразу очевидна, и ее можно не заметить до тех пор, пока ребенок не пойдет в школу. Став взрослыми, такие люди могут самостоятельно жить в обществе, так что никто не будет знать об их проблемах.
Оставшиеся 13 процентов людей с умственной отсталостью, те, у кого коэффициент умственного развития ниже 50, способны с трудом вести нормальный образ жизни. Однако при своевременном вмешательстве, специальном образовании и обязательной поддержке многие из них могут жить в обществе удовлетворяющей их жизнью.
Особенности задержки умственного развития
1) Ограничения в умственной деятельности
Диагноз задержки умственного развития ставится в случае, если коэффициент умственного развития равен 70-75, то есть имеется в виду две стандартных девияции ниже 100-проценного коэффициента. Ум - это способность учиться. У людей с умственной отсталостью обнаруживается задержка познавательного процесса, включающего внимание, память и обобщение. У них нет мотивации к учебе, потому что они постоянно испытывают неудачи из-за особенностей своего интеллекта.
Внимание: Такие люди с трудом различают и плохо обращают внимание на важные моменты общения и плохо понимают ситуации, происходящие одновременно. Например, они могут не осознавать, что кто-то на них сердится. Они могут не воспринимать выражения лица или позу говорящего, которые помогают понять, что он имеет в виду.
Память: Они испытывают трудности с кратковременной памятью, то есть не могут на несколько минут или часов удержать в голове какую-то информацию или указания. Так происходит потому, что они не в состоянии использовать для запоминания информации определенную методику. Она называется "репетицией" и заключается в словесном повторении последовательности задания или ассоциирование шагов с мысленным изображением.
Обобщение: Это способность проецировать знания, приобретенные в одной ситуации, на другую и в другой обстановке. Например, ребенок может знать, что в 50-рублевой купюре - 50 рублей, но, стоя у киоска, он не может сообразить, сколько денег ему сдадут при покупке 10-рублевого шоколадного батончика.
Мотивация: Испытывая частые неудачи, такие люди склонны ждать от себя неудач и не ставят перед собой низкие цели. Они также не доверяют собственным выводам и ждут решений и помощи от других, поэтому они учатся беспомощности.
Вопрос:
3. Виды ограничения умственных способностей:
(Один или несколько из следующих ответов являются правильными.)
а) ослабленная способность учиться.
б) низкие требования к своим собственным способностям.
в) неспособность купить шоколадный батончик.
2) Адаптивные навыки
Человек должен испытывать трудности в двух адаптивных навыках, необходимых для ежедневной жизни. Они перечислены в следующей лекции, но вот три примера:
Самонаправленность: Самонаправленность относится к способности людей жить так, как они решат, в соответствии со своими ценностями и предпочтениями в пределах норм общества. Многие врачи и семьи принимают решения за умственно отсталых людей вместо того, чтобы научить их делать это самим.
Функциональные дисциплины: Это школьные предметы, которые непосредственно обучают навыкам необходимым для жизни. Например, как писать резюме для приема на работу, как пользоваться телефонной книгой или картой города, ключевые слова в общественном месте (вход/выход, стоп, осторожно, мужчины/женщины), как поддерживать беседу, видеть разницу между денежными купюрами и разменивать их.
Жизнь дома: Эти навыки нужны для успешной жизни без посторонней помощи в домашней обстановке. Например, вспомните, как Райан учился регулировать температуру воды в душе. Так же он учился использовать стиральную машину. Он должен учиться жить независимо, делая такие же дела, как и все остальные люди.
Вопрос:
4. Адаптивные навыки – это:
(Только один из следующих ответов является правильным.)
а) процесс обучения пользованию стиральной машиной.
б) навыки, необходимые для ежедневной жизни в семье и обществе.
в) психологические концепции.