Суббота, 04.04.2020, 22:18
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Мой сайт
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 0
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » 2014 » Август » 8 » Признаки умственной отсталости у детей до 3 лет. Умственная отсталость
    15:07

    Признаки умственной отсталости у детей до 3 лет. Умственная отсталость





    Умственная отсталость

    Материал из Дельфии

    Из словарей и энциклопедий

    Большой психологический словарь

    Умственная отсталость (англ. mental retardation) - стойкое, необратимое нарушение психического развития, в первую очередь интеллектуального, обусловленного недостаточностью ц. н. с. У. о. имеет разную этиологию (причины).

    Наиболее распространенная форма У. о. - олигофрения (от греч. oligos - немногий + phren - ум). Выделяются 2 основные группы: а) олигофрения, обусловленная генетическими нарушениями (роль которых в возникновении У. о. все больше возрастает по мере совершенствования методов диагностики); б) олигофрения, обусловленная внешними факторами: инфекциями, травмами, алкогольной интоксикацией матери, радиоактивным и рентгеновским облучением половых клеток родителей и плода. Имеют также значение заболевания эндокринной и сердечно-сосудистой системы во время беременности, несовместимость крови матери и плода.

    Для клинико-психологической структуры олигофрении характерны 2 основных признака: тотальность и иерархичность. Тотальность проявляется в недоразвитии всех нервно-психических процессов и в определенной мере даже соматических функций, начиная от врожденной несформированности внутренних органов (пороков сердца, др. систем), недоразвития костной и мышечной ткани, сенсорики, моторики, эмоций и кончая высшими психическими функциями, такими как речь и мышление, несформированностью личности в целом.

    Иерархичность нарушений выражается в том, что недостаточность гнозиса, праксиса, памяти, эмоций, как правило, проявляется в меньшей степени, чем недоразвитие мышления. Эта же закономерность распространяется и на нейродинамические процессы, явления нарушения подвижности (инертность), характерные для олигофрении, в большей степени наблюдаются в интеллектуально-речевой сфере и меньше - в сенсомоторной. Недоразвитие высших форм познавательной деятельности вторично задерживает развитие др. психических функций. Поэтому степень их недоразвития большей частью соответствует тяжести интеллектуального дефекта. Большая сохранность одних психических функций по сравнению с др. создает условия для адресных форм психолого-педагогической коррекции. Так, при первично низком уровне развития моторных навыков обучение позволяет достичь значительного прогресса даже у детей с выраженной формой олигофрении. В эмоциональной сфере при недоразвитии высших форм остаются относительно сохранными «симпатические» эмоции: сочувствия, переживания, стыда, обиды и т. д. Этот момент имеет большое значение в воспитании умственно отсталых детей.

    По степени выраженности интеллектуального дефекта олигофрения делится на 3 группы: идиотия, имбецильность и дебильность.

    Идиотия (от греч. idioteia - невежество) - наиболее тяжелая форма У. о. (IQ &8804; 20). Активная речь сводится к воспроизведению отдельных, часто искаженных слов, ее понимание грубо нарушено. Недоразвитие моторики проявляется в замедленности движений, нарушении их координации, в локомоторной сфере наблюдается расстройство навыков стояния и ходьбы. Эмоции крайне примитивны, состояние удовольствия и неудовольствия зависит от степени удовлетворения витальных (инстинктивных) потребностей. Больные беспомощны, нуждаются в надзоре и уходе. Встречаются и более легкие случаи. Однако поскольку темп психического развития чрезвычайно замедлен, возможности больных крайне ограниченны.

    Имбецильность (от лат. imbecillus - слабый телом, вялый) - выраженное психическое недоразвитие (IQ = 20-50). Речь больных детей более развита, чем при идиотии (см. Эхолалия). Словарный запас достигает 200-300 слов. Развитие моторики задержано, но больные способны к обучению элементарным операциям. Хорошая механическая память является определенной опорой при обучении элементам чтения, счета, письма. При низком развитии интеллекта элементарные эмоциональные реакции относительно развиты. Не обладая инициативой, больные легко теряются в незнакомой обстановке и нуждаются в постоянной опеке и надзоре.

    Дебильность (от лат. debilis - увечный, слабый) - легкое психическое недоразвитие (IQ = 50-70). Наиболее распространенная форма У. о. При дебильности больные способны к обучению по специальной программе элементарным навыкам чтения, письма, счета, однако в процессе обучения обнаруживается явная недостаточность абстрактного мышления, преобладание конкретных ассоциаций. При дебильности более выражены характерологические особенности больных, отмечается довольно развитое личностное самосознание и эмоциональное отношение к окружающему. Возможны социальная адаптация, профессиональное обучение. В то же время необходимо учитывать их повышенную внушаемость, подражательность, что в ряде случаев способствует асоциальному поведению.

    Явления У. о. наблюдаются не только при олигофрении, но и при др. нарушениях ц. н. с.; при этом клинико-психологическая картина будет иной. Так, при органических поражениях ц. н. с., возникших у детей старшего возраста (после 3 лет), уже не типичны основные признаки олигофренического слабоумия: тотальность и иерархичность. В условиях определенной сформированности мозговых структур патогенный фактор не только задерживает их развитие, но и повреждает уже сформированные. Поэтому более характерна мозаичность интеллектуального дефекта: одни психические функции задерживаются в развитии, др. - повреждаются, третьи остаются относительно сохранными. Так, при травме головного мозга наиболее характерным является нарушение памяти и внимания при большей сохранности др. психических процессов (см. Черепно-мозговая травма). У. о. может наблюдаться и при хронических психических заболеваниях. Напр., при возникновении шизофренического процесса у детей до 3 лет нередко падает психическая активность, появляются признаки интеллектуальной недостаточности («олигофренический плюс»). См. также Генетика поведения, Дауна болезнь, Дети с отклонениями в психическом развитии, Психический дизонтогенез, Психология специальная, Фенилкетонурия, Шизофрения. (В. В. Лебединский.)

    Психологическая энциклопедия

    Умственная отсталость (mental retardation)

    История развития понятия «умственная отсталость»

    Понятие «У. о.» является относительно новым, впервые оно появилась в середине XIX в. До этого индивидуальные различия в уровне интеллекта не привлекали к себе особого внимания. В конце XVII в. наблюдатели стали замечать принципиальное различие между психически больными и умственно отсталыми людьми. Французский ученый Эскироль постулировал, что осн. различие между У. о. и помешательством состоит в том, что первая связана с процессом развития индивидуума. Эскироль предложил первую систему классиф. умственно отсталых, к-рая в целом соответствует совр. категоризации глубокой, тяжелой и умеренной степени задержки психич. развития.

    В начале XX в. французское министерство просвещения поручило Альфреду Бине разработать метод выявления детей, к-рые не смогут справиться с общеобразовательными учеб. программами. Метод Бине, предложенный для скрининга У. о., стал первым тестом оценки уровня интеллекта. Первая шкала Бине-Симона была опубликована в 1905 г. Редакция 1908 г. ввела понятие «умственный возраст».

    Льюис Тёрмен из Стэнфордского университета перевел и переработал шкалу Бине-Симона, опубликовав ее в 1916 г. как Шкалу интеллекта Стэнфорд-Бине. В нее был введен «коэффициент интеллекта», или IQ: отношение умственного возраста индивидуума к его хронологическому возрасту, умноженное на 100 (IQ = УВ : ХВ х 100). Это технически упростило сравнение интеллекта у разных людей.

    Важность этих ранних работ по тестированию интеллекта трудно переоценить. Во-первых, они дали конкретный, надежный, практический метод оценки умственного функционирования индивидуума. Во-вторых, этот метод сделал возможным количественное определение различий между конкретными людьми. В-третьих, тонкие градации, к-рые позволял уловить тест IQ, указывали на то, что существует много людей, интеллект к-рых располагается между средним для популяции уровнем и тяжелой степенью У. о. Т. о. была официально открыта и признана градуировка У. о. (или психич. задержки).

    В 30-40-е гг. начались дискуссии о причинах У. о. Большой цикл «близнецовых исслед.», в к-рых сравнивались интеллектуальные способности монозиготных и дизиготных близнецов или монозиготных близнецов, воспитанных вместе и порознь, позволил предположить, что фактор наследственности играет доминирующую роль. Др. исследователи, напр., Нэнси Бейли и Р. А. Спитц утверждали, что IQ не является фиксированным или постоянным и что окружение индивидуума может оказывать сильное влияние на развитие интеллекта. К 50-м гг. общепринятым стал интеракционистский подход к пониманию задержки психич. развития.

    Современное понятие задержки психического развития

    Согласно определению Американской ассоциации умственной недостаточности (AAMD), термином задержка психич. развития (mental retardation) обозначается «общее интеллектуальное функционирование на уровне существенно ниже среднего с сопутствующей дефицитарностью адаптивного поведения, проявившееся в период развития». Для постановки диагноза задержки психич. развития требуется соответствие 3-м критериям.

    - Общее интеллектуальное функционирование на уровне существенно ниже среднего. Это первое требование касается уровня общего интеллекта индивидуума. Он определяется и измеряется по результатам индивидуально проводимого стандартизированного теста интеллекта. За верхнюю границу зоны У. о. с нормой обычно принимается IQ = 70: все лица с показателем IQ ниже этого критического показателя удовлетворяют первому критерию диагноза.

    - Дефицитарность адаптивного поведения. Адаптивное поведение определяется как степень соответствия стандартам личной независимости и соц. ответственности, ожидаемым от лица данного возраста в данной культурной среде. Этот критерий трудно измерить надежно вследствие того, что такие стандарты колеблются в зависимости от возраста и культурной среды. К счастью, установлены достаточно хорошие нормативы развития и, в целом, можно сказать, что по мере перехода индивидуума от одного уровня развития к следующему, от него ожидается повышение независимости, умения владеть собой и соблюдения требований и норм об-ва.

    - Проявление во время периода развития. Это третье требование включено, гл. обр., для отличения задержки психич. развития («умственной отсталости») от ряда др. расстройств, для к-рых тж характерны низкий IQ и дефицит адапт. К ним относятся такие состояния, как повреждение мозга вследствие инсульта или травмы и эмоциональные расстройства. Важно проводить различие между лицами, к-рые имели умственные способности и лишились их, и теми, кто никогда не смог их развить.

    Определение задержки психич. развития, предложенное AAMD, имеет неск. важных коннотаций. Во-первых, это определение относится только к умственному развитию на данный момент и не декларирует необратимость расстройства. Во-вторых, двухмерность дефиниции (низкий интеллект и дефицит адапт.) важна, поскольку она исключает диагностику социально компетентного индивидуума в качестве умственно отсталого лишь на том основании, что у него низкие показатели теста IQ. Наконец, предложенное AAMD определение учитывает контекст развития и подчеркивает необходимость оценки успешности выполнения заданий, адекватных для возрастной категории испытуемого.

    Степени умственной отсталости

    Со времени появления теста интеллекта, классиф. У. о. основывается практически исключительно на уровнях IQ. Г. Дж. Гроссман разработал ставшую общепринятой систему, в к-рой выделяются легкий, умеренный, тяжелый и глубокий степени У. о. При легкой степени показатель IQ попадает в интервал 55-59 баллов. У таких людей обычная внешность и нормальное поведение; нет заметных признаков задержки психич. развития. Во взрослом возрасте многие из них способны найти работу, для к-рой требуется частичная квалификация, и справляться с ней, но нередко нуждаются в помощи в соц. и финансовых сферах. Они, как правило, способны позаботиться о себе сами и с легкостью ориентируются в знакомой местности. В интеллектуальном плане они находятся на уровне школьников 4-5 классов. Двигательная заторможенность и плохие навыки чтения не позволяют им быть конкурентоспособными на рынке труда. Одна из типичных проблем взрослых лиц с легкой степенью У. о. - это их неспособность организовать свой досуг.

    Умеренной степени задержки психич. развития соответствует показатель IQ в пределах 40-54 баллов и умственный возраст приблизительно 6-8 лет. Эти люди часто выглядят не совсем обычным образом. В их воспитании осн. акцент ставится на выработке навыков самообслуживания и др. практ. навыков. Большинство из них вполне успешно обучается тому, как одеваться, пользоваться туалетом, есть и следить за собственной внешностью. Хотя лица с умеренной степенью отсталости могут распознавать значение нек-рых написанных слов или даже читать нек-рые простые предложения, в целом они функционально неграмотны. У них мало друзей за пределами родительской семьи и им удается получить лишь монотонную, неквалифицированную работу, как правило в лечебных трудовых мастерских, где доход не зависит от уровня выработки.

    Показатель IQ при тяжелой степени У. о. составляет 25-39 баллов, чему соответствует возраст от 3 лет и 9 мес. до 6 лет. Хотя у таких лиц обычны неврологические дефекты, они чаще находятся вне стационара. При специальном уходе их удается научить говорить и удовлетворять простые личные потребности. Школьное обучение, однако, оказывается неэффективным. Осн. акцент в работе с ними ставится на выработке навыков самообслуживания, что позволяет добиться, в ограниченной степени, независимого поведения. Эти лица нуждаются в постоянном наблюдении и заботе. Они способны проявлять открытую дружелюбность в манере маленьких детей и привязываются к людям, с к-рыми вступают в контакт.

    У лиц с глубокой степенью У. о. показатель IQ ниже 25 баллов, умственный возраст составляет 3 года и 8 мес. или ниже. Вероятность сопутствующей неврологической патологии высока и многие содержатся в стационарных условиях. Часто отмечается множественная инвалидность, но нек-рые могут научиться ходить и произносить неск. слов. До недавнего времени, большинство из этих лиц были неспособны самостоятельно есть и пользоваться туалетом, но широкое использование приемов модификации поведения повысило число тех, кто освоил эти навыки. Данная группа нуждается в тотальном наблюдении, обычно в условиях специализированного учреждения.

    Распространенность и этиологические факторы

    Л. Олмен и К. Яффе считают, что примерно 7 млн. лиц в США могут быть диагностированы как умственно отсталые. В настоящее время менее 10% из них содержатся в специализированных учреждениях, гл. обр. лица с тяжелой и глубокой степенью У. о.

    В менее 15% случаев У. о. удается обнаружить известную органическую этиологию. Большинство случаев с известной этиологией относится к глубокой и тяжелой степени. Среди органических этиологических факторов - генетические аномалии (синдром Дауна), инфекционные болезни матери и др. патология во время беременности (краснуха, употребление лекарственных препаратов), родовые травмы, сопровождающиеся гипоксией плода (асфиксии), послеродовые инфекции (энцефалит, менингит), травмы черепа или токсины (отравление).

    См. также Наследственные болезни, Индивидуальные различия, Нормальное развитие

    М. Мелони

    Психология. Иллюстрированный словарь

    Категория.

    Нарушение общего психического и интеллектуального развития.

    Специфика.

    Обусловлено недостаточностью, как правило, врожденной, центральной нервной системы и имеет стойкий, необратимый хара ктер.

    Виды:

    легкая умственная отсталость (IQ = 55-69 %);

    средняя умственная отсталость (IQ = 40-54 %);

    выраженная умственная отсталость (IQ = 25-39 %);

    глубокая умственная отсталость (IQ = 10-24 %).

    Литература.

    Clark A.M., Clarke A.D.B. (Eds.) Mental Deficiency: The Changing Outlook. N.Y., 1965

    Синоним.

    Mental retardation.

    Клиническая психология. Словарь

    Умственная отсталость — группа синдромов органической природы, проявляющихся выраженным общим психическим недоразвитием с преимущественной недостаточностью интеллектуальных способностей. Синонимы: олигофрения, задержка психического развития.

    Признаками У. о. считают позднее формирование навыков, неспособность к абстрактному мышлению, эмоциональный инфантилизм. Причиной У. о. могут быть самые различные факторы (генетические, инфекционные, интоксикационные, иммунные, травматические), подействовавшие до рождения или в первые 2—3 года жизни; современная медицина может установить точную причину не более, чем в 40% случаев. Частота У. о. в населении составляет около 1%, соотношение мальчиков и девочек колеблется около 1,5—2:1. В течение жизни У. о. не прогрессирует, однако навыки, присущие здоровым детям, складываются позже или не формируются совсем. Классификация степеней У. о. проводится в соответствии с индексом IQ: до 69% — легкая (дебильность), до 49% — средняя (умеренная имбецильность), до 34% — тяжелая (выраженная имбецильность), до 20% — глубокая (идиотия). Легкая степень встречается существенно чаще, чем тяжелые (до 85% всех случаев). Обучение чтению, письму, элементарному счету в условиях специализированной школы возможно только при легкой У. о., получение полноценного среднего образования невозможно. Лица с дебильностью могут получить несложную профессию и трудится под контролем наставника, вести домашнее хозяйство. При более тяжелых степенях У. о. необходим постоянный надзор и уход. В соответствии с законом РФ диагностику У. о. проводит врач-психиатр.

    Ю. Г. Тюльпин

    Словарь Выготского

    Под общим названием умственно отсталых обычно имеют в виду всю ту группу детей, которая отстает в развитии от среднего уровня. В процессе школьного обучения обнаруживает неспособность идти нога в ногу с остальной детской массой. <...> Два типа отсталых детей: отсталый вследствие болезни и отсталый вследствие органического дефекта. <...> Следует различать три степени слабоумия и распределять детей этого типа на три различные группы: идиотов, не поднимающихся в развитии над уровнем двухлетнего ребенка, неспособных к употреблению орудий и инструментов, почти неспособных к обучению речи; имбецилов, не переходящих в развитии уровня ребенка между 2 и 7 годами <...>, дебилов, или моронов, имеющих самую легкую степень слабоумия, способных к относительно богатому обучению и усвоению материала, но проявляющих пониженную деятельность высших функций, замедленный темп развития, сохраняющих черты детского интеллекта (12-летнего ребенка) на всю жизнь и нуждающихся в особом воспитании во вспомогательных школах. (1.5.10, 186)

    См. Воспитание, Дефект, Обучение, Развитие, Функция

    Литература

    Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь, 3-е изд., Прайм-Еврознак, С.-Петербург, 2003
    Корсини Р. Психологическая энциклопедия. 2-е изд., Питер, С.-Петербург, 2003
    Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь, Прайм-Еврознак, С.-Петербург, 2003
    Клиническая психология. Словарь. Под ред. Творогова Н. Д., ПЕР СЭ, Москва, 2007
    Словарь Л. С. Выготского по редакцией Леонтьева А.А., Смысл, Москва, 2007



    Источник: wiki.myword.ru
    Просмотров: 2711 | Добавил: haveall | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Copyright MyCorp © 2020
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz