Суббота, 04.04.2020, 20:30
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Мой сайт
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 0
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » 2014 » Август » 8 » Легкая умственная отсталость у детей. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМАТИКИ ДЕЗАДАПТАЦИОННЫХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ-
    04:03

    Легкая умственная отсталость у детей. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМАТИКИ ДЕЗАДАПТАЦИОННЫХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ-





    легкая умственная отсталость у детей

    ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМАТИКИ ДЕЗАДАПТАЦИОННЫХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ-СИРОТ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ текст научной статьи по специальности «Психология»

    Нажмите, чтобы читать статью Нажмите, чтобы читать статьюНаучная статья на тему 'ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМАТИКИ ДЕЗАДАПТАЦИОННЫХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ-СИРОТ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ' по специальности 'Психология'
    • Автор научной статьи: РЫЧКОВА ЛИДИЯ СЕРГЕЕВНА, СУПРУН СТАНИСЛАВ АЛЕКСАНДРОВИЧ, ГУЗАНОВА ДАРЬЯ ЮРЬЕВНА
    • Журнал: ВЕСТНИК ЮЖНО-УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПСИХОЛОГИЯ
    • Год выпуска: 2009 Номер выпуска: 30 (163)
    • Научная рубрика ГРНТИ: 15 - Психология
    • Специальность ВАК РФ: 19.00.00
    • Код УДК: 159.9
    • Коды указанные автором: ББК: Ю984.01; УДК: 616.89
    • Ключевые слова: ДЕЗАДАПТАЦИОННЫЕ РАССТРОЙСТВА, ДЕТИ-СИРОТЫ, УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ, ТИПОЛОГИЯ, АГРЕССИВНО-ДИСФОРИЧЕСКИЙ, АСТЕНО-ГИПОБУЛИЧЕСКИЙ, АДДИКТИВНЫЙ ТИПЫ, DISADAPTATION DISORDERS, ORPHANED CHILDREN, MENTAL DEFECTIVENESS, TYPOLOGY, AGGRESSIVELY-DYSPHORIC, ASTHENIA-HYPOBULICAL, ADDICTIVE TYPES
    Скачать PDF Написать рецензию

    Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — РЫЧКОВА ЛИДИЯ СЕРГЕЕВНА, СУПРУН СТАНИСЛАВ АЛЕКСАНДРОВИЧ, ГУЗАНОВА ДАРЬЯ ЮРЬЕВНА

    Установлены типологии дезадаптационных расстройств у детей-сирот с легкой умственной отсталостью, которые могут быть представлены в виде 3-х основных типов: агрессивно-дисфорического, астено-гипобулического и аддиктивного. Описываются психолого-психопатологические особенности каждого типа в зависимости от возрастных параметров развития, приводится их динамика, даются конкретные рекомендации по осуществлению решений медико-психологической диагностики и дифференцированному подходу к профилактическим и реабилитационным мероприятиям.

    Annotation of scientific paper 2009 year, VAK speciality — 19.00.00, author — RYCHKOVA LIDIYA SERGEEVNA, SUPRUN STANISLAV ALEKSANDROVICH, GUZANOVA DARYA YURIEVNA

    The article is devoted to ascertainment of disadaptation disorders typology of orphaned children with mild mental defectiveness, which can be presented in the form of 3 main types: aggressively-dsysphoric asthenia-hypobulical and addictive. Psychologically-psychopathologic features of each type depending on age-related development characteristics are described, their dynamic is provided, specific recommendations on performance of decisions of medical-psychological dyagnostics and on differentiated approach to preventive and rehabilitation actions are given.

    Научная статья по специальности "Психология" из научного журнала "ВЕСТНИК ЮЖНО-УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПСИХОЛОГИЯ", РЫЧКОВА ЛИДИЯ СЕРГЕЕВНА, СУПРУН СТАНИСЛАВ АЛЕКСАНДРОВИЧ, ГУЗАНОВА ДАРЬЯ ЮРЬЕВНА


    Библиографическая ссылка по ГОСТ Р 7.0.5—2008 (электронная) РЫЧКОВА Л. С., СУПРУН С. А., ГУЗАНОВА Д. Ю. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМАТИКИ ДЕЗАДАПТАЦИОННЫХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ-СИРОТ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2009. №30 (163). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vozrastnye-osobennosti-sistematiki-dezadaptatsionnyh-rasstroystv-u-detey-sirot-s-legkoy-umstvennoy-otstalostyu (дата обращения: 30.11.2013).

    Библиографическая ссылка по ГОСТ Р 7.0.5—2008 (печатная) РЫЧКОВА Л. С., СУПРУН С. А., ГУЗАНОВА Д. Ю. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМАТИКИ ДЕЗАДАПТАЦИОННЫХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ-СИРОТ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2009. №30 (163). С.66-69.

    Похожие темы научных работ по психологии, автор научной работы — РЫЧКОВА ЛИДИЯ СЕРГЕЕВНА, СУПРУН СТАНИСЛАВ АЛЕКСАНДРОВИЧ, ГУЗАНОВА ДАРЬЯ ЮРЬЕВНА

    Текст научной работы на тему "ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМАТИКИ ДЕЗАДАПТАЦИОННЫХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ-СИРОТ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ". Научная статья по специальности "Психология"

    УДК 616.89 ББК Ю984.01

    ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМАТИКИ ДЕЗАДАПТАЦИОННЫХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ-СИРОТ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

    Л.С. Рычкова, С.А. Супрун, Д.Ю. Гузанова

    Установлены типологии дезадаптационных расстройств у детей-сирот с легкой умственной отсталостью, которые могут быть представлены в виде 3-х основных типов: агрессивно-дисфорического, астено-гипобулического и ад-диктивного. Описываются психолого-психопатологические особенности каждого типа в зависимости от возрастных параметров развития, приводится их динамика, даются конкретные рекомендации по осуществлению решений медико-психологической диагностики и дифференцированному подходу к профилактическим и реабилитационным мероприятиям.

    Ключевые слова: дезадаптационные расстройства, дети-сироты, умственная отсталость, типология, агрессивно-дисфорический, астено-гипобулический, ад-диктивный типы.

    Актуальность исследования. На современном этапе развития детско-подростковой психиатрии наиболее актуальными и значимыми являются проблемы, связанные с нарушениями поведения, дезадаптационными расстройствами, которые чаще формируются у контингента, относящегося к «группам риска». В последние десятилетия отмечается увеличение как числа лиц с умственной отсталостью (УО), особенно ее легких форм, так и количества детей-сирот. В нашем государстве насчитывается более 715 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [5]. Сочетание, действующих на детей-сирот с легкой умственной отсталостью (ЛУО), комплекса неблагоприятных биологических и социальных факторов, обусловливает легкое возникновение у них дезадаптационных расстройств в виде непсихотической психопатологической симптоматики [1,3,4]. По данным Генпрокуратуры, из выпускников детских домов 40 % являются больными наркоманией или алкоголизмом, 10 % кончают жизнь самоубийством, 40 % совершают преступления [6].

    Дезадаптационные расстройства (ДР), начинающиеся в различные периоды развития ребенка, при отсутствии адекватной помощи приводят в дальнейшем к выраженной социальной дезадаптации, в связи с чем особую значимость приобретает выявление «групп риска», возможность ранней диагностики и адекватной реабилитационной помощи при развитии данных нарушений [2].

    Следовательно, изучение возрастных особенностей дезадаптационных расстройств позволит дифференцированно подойти к проведению профилактических и реабилитационных мероприятий у контингента детей-сирот с ЛУО.

    Целью исследования явилось установление типологии дезадаптационных расстройств у детей-сирот с легкой умственной отсталостью с определением их возрастных особенностей, что позволит осуществлять раннюю диагностику и дифференцировать подход к профилактическим и реабилитационным мероприятиям.

    Задачи исследования:

    1) изучить клинико-психопатологические и психолого-педагогические проявления дезадаптационных расстройств у детей-сирот с легкой умственной отсталостью;

    2) разработать типологию дезадаптационных расстройств у исследуемого контингента и определить их возрастные психопатологические особенности;

    3) выработать принципы профилактических и реабилитационных мероприятий, в зависимости от установленных особенностей дезадаптационных состояний.

    Материал и методы исследования. Было обследовано 112 детей-сирот с легкой умственной отсталостью экзогенно-органи-ческого генеза, принадлежащих к мужскому полу, в возрасте от 7 до 18 лет, проживающих в школе-интернате и обучающихся по специ-

    альной (коррекционной) образовательной программе VIII вида (вспомогательной). Все исследованные имели те или иные дезадаптаци-онные расстройства. Основными методами исследования явились: клинико-психопатоло-гический, параклинический и статистический.

    Результаты исследования и их обсуждение. Дезадаптационные расстройства определялись при наличии у ребенка устойчивых (более 6 месяцев) нарушений в виде полиморфной непсихотической психопатологической симптоматики, проявляющейся различными формами девиантного поведения, нарушениями обучения, невозможностью усвоения социальных норм, а также неспособностью справляться с обязанностями и требованиями, предъявляемыми в процессе воспитания, школьного, трудового обучения, с учетом как его индивидуальных способностей, так и особенностей среды, в которой он проживает и развивается.

    Анализ полученных данных привел к необходимости систематизировать выявленные нарушения, которые определяли сущность дезадаптационных состояний. В соответствии с ведущими клиническими проявлениями, обследованный контингент был распределен по трем группам, которые были обозначены в виде основных типов дезадаптационных расстройств: агрессивно-дисфорического, астено-гипобулического и аддиктивного. Преобладающим оказался агрессивно-дисфорический тип (50,9 %, п = 57), аддиктивный тип встречался в 26,8 % (п = 30), астено-гипобули-ческий тип был обнаружен у 22,3 %(п = 25).

    Агрессивно-дисфорический тип - характеризуется симтпомокомплексом в виде повышенной эмоционально-волевой возбудимости, вспыльчивости, гневливости, суетливости, расторможенности. У детей с данным типом отмечалась неустойчивость настроения, со склонностью к аффективным разрядам, вспышкам гнева и агрессией, сопровождавшимися криками, бранью, разрушительными действиями, возникающими даже по незначительному поводу или без провоцирующих причин.

    Астено-гипобулический тип - обусловлен декомпенсацией расстройств преимущественно астенического спектра, определяется задержка психомоторного, речевого развития, бедность движений, склонность к реакциям тормозимого типа с обидчивостью, преобладают эмоционально-волевые нарушения в виде безынициативности, несобранности, слабо-

    сти побуждений с неспособностью к длительным действиям, требующим волевых усилий.

    Аддиктивный тип - наблюдается у детей при ранней алкоголизации и употребления психоактивных веществ (ПАВ). Аддиктивные расстройства сопровождались агрессивным поведением, драчливостью, прогулами школы, уходами из интерната, воровством, лживостью.

    Агрессивно-дисфорический тип ДР преобладал у детей в возрасте 13-15 лет (50,9%, п=29), что можно об%aw;h

    Просмотров: 309 | Добавил: haveall | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Copyright MyCorp © 2020
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz