Похожие темы научных работ
по психологии, автор научной работы — РЫЧКОВА ЛИДИЯ СЕРГЕЕВНА, СУПРУН СТАНИСЛАВ АЛЕКСАНДРОВИЧ, ГУЗАНОВА ДАРЬЯ ЮРЬЕВНА
Текст научной работы
на тему "ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМАТИКИ ДЕЗАДАПТАЦИОННЫХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ-СИРОТ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ". Научная статья по специальности "Психология"
УДК 616.89 ББК Ю984.01
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМАТИКИ ДЕЗАДАПТАЦИОННЫХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ-СИРОТ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Л.С. Рычкова, С.А. Супрун, Д.Ю. Гузанова
Установлены типологии дезадаптационных расстройств у детей-сирот с легкой умственной отсталостью, которые могут быть представлены в виде 3-х основных типов: агрессивно-дисфорического, астено-гипобулического и ад-диктивного. Описываются психолого-психопатологические особенности каждого типа в зависимости от возрастных параметров развития, приводится их динамика, даются конкретные рекомендации по осуществлению решений медико-психологической диагностики и дифференцированному подходу к профилактическим и реабилитационным мероприятиям.
Ключевые слова: дезадаптационные расстройства, дети-сироты, умственная отсталость, типология, агрессивно-дисфорический, астено-гипобулический, ад-диктивный типы.
Актуальность исследования. На современном этапе развития детско-подростковой психиатрии наиболее актуальными и значимыми являются проблемы, связанные с нарушениями поведения, дезадаптационными расстройствами, которые чаще формируются у контингента, относящегося к «группам риска». В последние десятилетия отмечается увеличение как числа лиц с умственной отсталостью (УО), особенно ее легких форм, так и количества детей-сирот. В нашем государстве насчитывается более 715 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [5]. Сочетание, действующих на детей-сирот с легкой умственной отсталостью (ЛУО), комплекса неблагоприятных биологических и социальных факторов, обусловливает легкое возникновение у них дезадаптационных расстройств в виде непсихотической психопатологической симптоматики [1,3,4]. По данным Генпрокуратуры, из выпускников детских домов 40 % являются больными наркоманией или алкоголизмом, 10 % кончают жизнь самоубийством, 40 % совершают преступления [6].
Дезадаптационные расстройства (ДР), начинающиеся в различные периоды развития ребенка, при отсутствии адекватной помощи приводят в дальнейшем к выраженной социальной дезадаптации, в связи с чем особую значимость приобретает выявление «групп риска», возможность ранней диагностики и адекватной реабилитационной помощи при развитии данных нарушений [2].
Следовательно, изучение возрастных особенностей дезадаптационных расстройств позволит дифференцированно подойти к проведению профилактических и реабилитационных мероприятий у контингента детей-сирот с ЛУО.
Целью исследования явилось установление типологии дезадаптационных расстройств у детей-сирот с легкой умственной отсталостью с определением их возрастных особенностей, что позволит осуществлять раннюю диагностику и дифференцировать подход к профилактическим и реабилитационным мероприятиям.
Задачи исследования:
1) изучить клинико-психопатологические и психолого-педагогические проявления дезадаптационных расстройств у детей-сирот с легкой умственной отсталостью;
2) разработать типологию дезадаптационных расстройств у исследуемого контингента и определить их возрастные психопатологические особенности;
3) выработать принципы профилактических и реабилитационных мероприятий, в зависимости от установленных особенностей дезадаптационных состояний.
Материал и методы исследования. Было обследовано 112 детей-сирот с легкой умственной отсталостью экзогенно-органи-ческого генеза, принадлежащих к мужскому полу, в возрасте от 7 до 18 лет, проживающих в школе-интернате и обучающихся по специ-
альной (коррекционной) образовательной программе VIII вида (вспомогательной). Все исследованные имели те или иные дезадаптаци-онные расстройства. Основными методами исследования явились: клинико-психопатоло-гический, параклинический и статистический.
Результаты исследования и их обсуждение. Дезадаптационные расстройства определялись при наличии у ребенка устойчивых (более 6 месяцев) нарушений в виде полиморфной непсихотической психопатологической симптоматики, проявляющейся различными формами девиантного поведения, нарушениями обучения, невозможностью усвоения социальных норм, а также неспособностью справляться с обязанностями и требованиями, предъявляемыми в процессе воспитания, школьного, трудового обучения, с учетом как его индивидуальных способностей, так и особенностей среды, в которой он проживает и развивается.
Анализ полученных данных привел к необходимости систематизировать выявленные нарушения, которые определяли сущность дезадаптационных состояний. В соответствии с ведущими клиническими проявлениями, обследованный контингент был распределен по трем группам, которые были обозначены в виде основных типов дезадаптационных расстройств: агрессивно-дисфорического, астено-гипобулического и аддиктивного. Преобладающим оказался агрессивно-дисфорический тип (50,9 %, п = 57), аддиктивный тип встречался в 26,8 % (п = 30), астено-гипобули-ческий тип был обнаружен у 22,3 %(п = 25).
Агрессивно-дисфорический тип - характеризуется симтпомокомплексом в виде повышенной эмоционально-волевой возбудимости, вспыльчивости, гневливости, суетливости, расторможенности. У детей с данным типом отмечалась неустойчивость настроения, со склонностью к аффективным разрядам, вспышкам гнева и агрессией, сопровождавшимися криками, бранью, разрушительными действиями, возникающими даже по незначительному поводу или без провоцирующих причин.
Астено-гипобулический тип - обусловлен декомпенсацией расстройств преимущественно астенического спектра, определяется задержка психомоторного, речевого развития, бедность движений, склонность к реакциям тормозимого типа с обидчивостью, преобладают эмоционально-волевые нарушения в виде безынициативности, несобранности, слабо-
сти побуждений с неспособностью к длительным действиям, требующим волевых усилий.
Аддиктивный тип - наблюдается у детей при ранней алкоголизации и употребления психоактивных веществ (ПАВ). Аддиктивные расстройства сопровождались агрессивным поведением, драчливостью, прогулами школы, уходами из интерната, воровством, лживостью.
Агрессивно-дисфорический тип ДР преобладал у детей в возрасте 13-15 лет (50,9%, п=29), что можно об%aw;h