Суббота, 04.04.2020, 21:02
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Мой сайт
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 0
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » 2014 » Август » 14 » Дифференциация умственной отсталости от сходных с ней состояний. Дифференциация нарушения развития у детей дош
    10:54

    Дифференциация умственной отсталости от сходных с ней состояний. Дифференциация нарушения развития у детей дош





    • Цветной журнал с электронными приложениями.
    • Бумажные и электронные версии.
    • Скидки для постоянных подписчиков.

    №14 — в подарок! Пожалуйста, ознакомьтесь с одним номером. Вы можете загрузить его бесплатно.

    Дифференциация нарушения развития у детей дошкольного возраста

    Разделы: Работа с родителями

    Детская популяция в настоящее время состоит из трёх больших групп: нормально развивающиеся дети; одарённые дети; дети с нарушениями в развитии, в том числе дети – инвалиды. Группа детей с нарушениями в развитии по статистическим данным ряда стран из года в год возрастает, ибо возрастают факторы риска, среди которых наиболее опасны:

    - отягощённая наследственность;
    - патология беременности и родов у матери;
    - хронические заболевания у родителей;
    - неблагоприятные экологические ситуации;
    - профессиональные вредности у родителей до рождения ребёнка;
    - курение матери во время беременности;
    - алкоголизм родителей;
    - неполная семья;
    - неблагоприятный микроклимат в семье и школе [1].

    Дети с нарушениями развития – это дети, у которых вследствие врождённой недостаточности или приобретённого органического поражения сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата или ЦНС имеются отклонения от нормального развития психических функций. В настоящее время принято несколько категорий (типов) детей с нарушениями развития:

    - с нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие);
    - с нарушениями зрения (незрячие и слабовидящие);
    - с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
    - с тяжёлыми нарушениями речи;
    - с задержкой психического развития;
    - умственно отсталые;
    - с тяжёлыми нарушениями эмоционально-волевой сферы;
    - с нарушениями поведения;
    - со сложными нарушениями развития, у которых сочетаются два и более первичных нарушения [5].

    По данным НИИ детства, ежегодно рождается 5 – 8% детей с наследственной патологией, 8 – 10% имеют выраженную врождённую или приобретённую патологию, 4 – 5% составляют дети – инвалиды, значительное число детей имеют стёртые нарушения развития.

    По данным МОРФ, 85% детей – воспитанников детских садов и учащихся школ нуждаются в помощи медицинского, психологического или коррекционно-педагогического характера. Около 25% детей нуждаются в специализированной (коррекционной) помощи [1].

    Успешность воспитания, обучения, социальной адаптации ребёнка с нарушениями развития зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает психодиагностика нарушений развития. Она позволяет не только выявить детей с нарушениями развития, но и определить оптимальный педагогический маршрут, обеспечить психолого-педагогическое сопровождение ребёнка, соответствующее его психофизическим возможностям. Именно раннее выявление отклонений в развитии позволяет предотвратить появление вторичных наслоений социального характера на первичное нарушение, своевременное включение ребенка в коррекционное обучение [5].

    Зачастую дифференцировать нарушение бывает достаточно сложно. Известно, что нарушения развития, имеющие разные причины, могут иметь сходные, а иногда и почти совпадающие психологические проявления. Особенно большие трудности возникают при дифференциальной диагностике тех дефектов развития, причины которых близки, а основные психологические проявления сходны. Например, дифференциальная диагностика задержки психического развития и легкой степени умственной отсталости: и в том и в другом случае причиной нарушения развития является органическая недостаточность мозга, а существенным проявлением дефекта — отставание в умственном развитии. Между тем разная степень выраженности этого отставания и качественные различия в структуре дефекта очевидны.

    Отставание в умственном развитии, прежде всего, характеризуется особенностями развития таких психических процессов, как мышление, память, восприятие, внимание. То же относится и к нарушениям речевого развития.

    Для наиболее качественного проведения дифференциальной диагностики потребовалась систематизация особенностей психологического развития умственно отсталых детей, детей с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи (см. таблицу).

    Таблица по отграничению сходных состояний

    Умственная отсталость

    Задержка психического развития

    Общее недоразвитие речи

    Стойкое нарушение познавательной деятельности, обусловленное органическим поражением головного мозга.

    - носит необратимый характер;
    - все нарушения стойкие.

    Такие дети не имеют нарушений отдельных анализаторов и крупных поражений мозговых структур, но отличаются незрелостью сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности.

    - относительная нестойкость, высокие компенсаторные возможности;
    - в основе ЗПР – органическое заболевание ЦНС.

    Характерны различные сложные расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой, при нормальном слухе и интеллекте.

    Ощущение, восприятие

    - восприятие искажено или не сформировано;

    - нарушена избирательность;

    - отличается меньшей дифференцированностью (часто путают графически сходные буквы, цифры);

    - характерна узость объёма (выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, не видят важный материал);

    - нарушена обобщённость (с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями);

    - носит бессистемный характер;

    - значительно позже начинают различать цвета, испытывают трудности в различении оттенков;

    - характерны трудности восприятия пространства и времени, не ориентируются в пространстве без контроля взрослого.

    - страдает целостность восприятия;

    - замедленны процессы переработки информации;

    - общая пассивность восприятия (сложные задания подменяют лёгкими);

    - отсутствует целенаправленность, планомерность в обследовании объекта;

    - нарушено восприятие предметности и структурности (затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе, на контурных и схематических изображениях);

    - нарушена ориентировка в пространстве.

    - отсутствует целенаправленность, планомерность в обследовании объекта;

    - нарушена ориентировка в пространстве.

    Мышление

    - снижена активность мыслительных процессов;

    - отмечается слабая регулирующая роль мышления;

    - характерна не сформированность логических операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

    - ведущим на протяжении жизни остаётся наглядно-действенное, наглядно-образное мышление;

    - характерна некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу.

    - не равномерно развиваются виды мышления: выражено отставание в развитии словесно-логического мышления, ближе к уровню нормального развития наглядно-действенное мышление;

    - нарушены динамические стороны мыслительных процессов.

    - характерна ригидность мышления;

    - отстаёт в развитии наглядно-образная сфера мышления;

    - с трудом формируются логические операции анализ, синтез и сравнение;

    - затруднено обобщение явлений и признаков, классификация предметов;

    - суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом;

    - затруднено решение простейших задач.

    Познавательная деятельность

    - характерно недоразвитие познавательных интересов (меньше испытывают потребности в познании);

    - искажены представления об окружающем;

    - опыт крайне беден;

    - отсутствует учебный мотив.

    - характерна низкая познавательная активность;

    - избегают интеллектуального напряжения вплоть до отказа от заданий.

    - в обычные сроки развивается интерес к игровой и предметной деятельности.

    Внимание

    Характерна слабость произвольного внимания, выражается в:

    - малой устойчивости;
    - трудностях распределения;
    - замедленной переключаемости;
    - отсутствии концентрации на задании.

    Отмечается:

    - неустойчивость (колебания) внимания;
    - сниженная концентрация;
    - снижение объёма, избирательности;
    - повышенная отвлекаемость;
    - сниженное распределение;
    - трудности в переключении с одного вида или найденного способа деятельности на другой.

    Отмечается:

    - недостаточная устойчивость внимания;
    - ограниченные возможности его распределения.

    Память

    - лучшее запоминание внешних, иногда случайных зрительно воспринимаемых признаков;

    - с трудом осознаются и запоминаются внутренние логические связи;

    - позже формируется произвольное запоминание;

    - опосредованная смысловая память слабо развита;

    - свойственна эпизодическая забывчивость.

    - снижен объём запоминания;

    - более низкий уровень продуктивности;

    - лучшее запоминание чего – то яркого, интересного; наглядного материала, чем вербального;

    - отсутствует активный поиск рациональных приёмов запоминания и воспроизведения;

    - отмечаются трудности в припоминании.

    - сохранна смысловая, логическая память;

    - снижена вербальная память, продуктивность запоминания;

    - характерна низкая активность припоминания;

    - сосредоточение и запоминание на непроизвольном уровне происходит значительно лучше.

    Эмоционально-волевая сфера

    - характерна несформированность эмоциональной сферы;

    - ведущими являются инстинкты;

    - отмечается слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость;

    - деятельность не целенаправленна;

    - характерно отсутствие контроля над настроением (немотивированный внезапный смех или слёзы).

    - эмоциональное развитие задержано (детскость, гиперактивность, инфантилизм);

    - испытывают трудности в адаптации (усвоение норм поведения);

    - страдает планомерность деятельности (предполагают, что должно получиться, но не могут спланировать деятельность);

    - опознание эмоций и состояния людей происходит в большей степени в контексте общей ситуации, чем по выражению лиц или по выразительным движениям.

    - характерна быстрая утомляемость, отвлечения на посторонние раздражители.

    Особенности поведения

    - завышенная самооценка;

    - не являются инициаторами общения.

    - взаимодействуют с детьми младшего возраста, являются инициаторами общения;

    - избегают конфликтных ситуаций либо являются инициаторами конфликтов;

    - занижена самооценка;

    - игра на протяжении длительного времени остаётся ведущим видом деятельности.

    - отмечается навязчивое чувство страха, впечатлительность;

    - чересчур склонны к негативизму, агрессивности либо рациональности, обидчивости.

    Развитие речи

    - отсутствует период словотворчества;

    - характерно позднее появление активной речи;

    - бедный пассивный и активный словарь (затрудняются в выборе слов);

    - нет потребности в речевом общении;

    - не избирательны в контактах;

    - сложный характер нарушения звукопроизношения (диффузный);

    - затруднено понимание сложных инструкций;

    - в речи присутствуют шаблоны, штампы, персеверации, наблюдается эхолалия;

    - не понимают логико-временные конструкции;

    - не критичны к своему дефекту;

    - грубые нарушения в письменной речи;

    - не пытаются понять прочитанное;

    - длительный этап коррекционного воздействия, незначительная динамика.

    - звукопроизношение нарушено незначительно, либо речь в норме;

    - речь обеспечивает коммуникативную функцию, регулирует поведение;

    - способны переносить выработанные речевые навыки в свободное общение;

    - пассивный словарь преобладает над активным;

    - больше времени требуется для понимания инструкции;

    - в речи присутствуют негрубые аграмматизмы;

    - период словотворчества затянут во времени нарушен порядок слов в предложениях;

    - в речи много слов – паразитов;

    - характерны нарушения в письменной речи;

    - положительная динамика во время коррекционной работы.

    - нарушено звукопроизношение;

    - нарушен фонематический слух;

    - затянут период словотворчества;

    - отмечается раннее появление понимания обращённой речи;

    - критичны к своему речевому дефекту;

    - наблюдается перенос ошибок в устной речи на письмо;

    - положительная динамика во время коррекционной работы.

    При изучении данных диагностического обследования приведённый выше материал позволяет более точно сделать вывод о типе нарушения развития ребёнка.

    Использованная литература:

    1. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.
    2. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006.
    3. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребёнку с задержкой психического развития Научно – практическое руководство. – СПб.: Речь, 2006.
    4. Основы специальной психологии: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В.Кузнецова, Л.И.Переслени, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
    5. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.


    Источник: festival.1september.ru
    Просмотров: 1683 | Добавил: haveall | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Copyright MyCorp © 2020
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz