Суббота, 04.04.2020, 21:40
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Мой сайт
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 0
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » 2014 » Июль » 30 » Умственная отсталость средней степени. Рихмаер. Роль семьи в реабилитации девочек с феноменом уходов из дома
    05:25

    Умственная отсталость средней степени. Рихмаер. Роль семьи в реабилитации девочек с феноменом уходов из дома





    умственная отсталость средней степени

    Рихмаер Е. А. Роль семьи в реабилитации девочек с феноменом уходов из дома: Автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. психол. наук / Моск. гор. психолого-пед. ун-т. — М., 2012. — 26 с.

    1

    На правах рукописи.

    Рихмаер Елена Анатольевна

    Роль семьи в реабилитации девочек с феноменом уходов из дома

    19.00.10 — Коррекционная психология

    Автореферат

    диссертации на соискание ученой степени

    кандидата психологических наук.

    Москва — 2012

    2

    Работа выполнена на кафедре нейро- и патопсихологии Московского городского психолого-педагогического университета

    Научный руководитель:

    кандидат психологических наук
    Буланова Ольга Евгеньевна

    Официальные оппоненты:

    доктор медицинских наук, профессор
    Шевченко Юрий Степанович

    кандидат психологических наук
    Самарина Эльвира Владимировна

    Ведущая организация:

    Московский городской педагогический университет

    Защита состоится «29» марта 2012г. в 12 часов на заседании диссертационного совета Д-850.013.01 при Московском городском психолого-педагогическом университете по адресу: 127051, Москва, ул. Сретенка, д. 29, ауд. 414.

    С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета.

    Автореферат разослан « » ____________ 2012 г.

    Ученый секретарь
    диссертационного совета

    Кулагина И. Ю.

    3

    Общая характеристика работы.

    Актуальность темы исследования. Социально-экономические проблемы России выдвинули на первый план ряд факторов, связанных с возникновением и распространением отклоняющегося поведения. Современная ситуация трансформировала, а в ряде случаев и практически разрушила ранее существовавшие представления о норме в поведении. Так, еще каких-нибудь пятнадцать — двадцать лет тому назад считалось, что дети до 7 лет не уходят из дома, а основными причинами ухода из дома подростков являются принадлежность к социально неблагополучной семье, стыд за родителей-алкоголиков, реакция на некомпетентность и бестактность родителей. В последние годы на улице оказываются дети дошкольного возраста, бегут из дома дети из обеспеченных семей, появляются целые сообщества «бомжующих» детей и подростков. По данным ВНИИ МВД, только в Москве насчитывается более 30 тыс. беспризорников, из них 90% самовольно оставили дом, около 10% — детские дома и школы-интернаты. В эти статистические данные не вошли дети, которые после непродолжительного отсутствия вернулись в семью, родители которых без посторонней помощи решили вопрос ухода ребенка из дома. Таким образом, высокая распространенность симптома уходов из дома подтверждает актуальность и объективную необходимость изучения этого феномена как специфического социального явления современного общества.

    Уходы из дома несовершеннолетних рассматриваются, как правило, в качестве одного из признаков грубой социальной дезадаптации (А. С. Спиваковская, А. И. Захаров, Н. Ю. Синягина, М. И. Рожкова), или как один из симптомов нервно-психического расстройства (В. Я. Гиндикин, В. А. Гурьева, В. В. Ковалев, А. Е. Личко, М. Ш. Вроно, А. В. Снежневский, К. С. Лебединская c соавт. и др.). Большинство исследований феномена уходов из дома посвящено изучению причин, побуждающих к уходам (С. А. Панченкова, М. И. Рожкова, Н. Ю. Синягина, М. Растин), характерологическим особенностям детей (А. Е. Личко, Ф. И. Иванова, А. У. Нураева). При этом большая часть работ посвящена изучению уходов из дома мальчиков, так как распространенность уходов среди девочек ранее была значительно ниже. Роль семьи в формировании и закреплении уходов из дома пока еще недостаточно изучена.

    В реабилитационных мероприятиях при уходах из дома на первое место чаще выдвигаются медицинские аспекты оказания помощи детям или психологическая работа непосредственно с ребенком. Семья при этом является исполнителем предписаний и назначений. И, несмотря на то, что в ряде исследований (А. С. Спиваковская, А. И. Захаров и др.) указывается на роль семьи в формировании феномена уходов их дома, внимание специалистов мало обращено тому, что дети уходят из семьи и возвращаются в семью. Анализ особенностей функционирования семей, из которых уходят дети, также остается еще малоизученной темой. Недостаточно изучены также механизмы закрепления уходов из дома, влияние уходов на семейную систему. Влиянию семейной системы — типу и характеру организации взаимодействия, часто отводится второстепенная роль: семья все еще рассматривается как косвенный

    4

    фактор, влияющий на развитие этого феномена. В связи с этим актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что семья играет огромную роль как при формировании симптома ухода из дома и его закреплении, так и в последующих коррекционных и реабилитационных мероприятиях (программах). Необходим подход к работе и с детьми, и с семьями, основанный не только на методах лечения и коррекции ребенка, но и на преодолении патогенных типов семейного воспитания, в основе которых лежит нарушение функционирования семейной системы.

    Актуальной представляется и разработка реабилитационных программ и мероприятий, позволяющих избежать повторных уходов и закрепления этой формы поведения в виде привычных уходов, а также проведение профилактических мер с семьями «группы риска» на стадиях, когда уход из дома только декларируется или «назревает».

    Цель работы — выявление психологических особенностей семей, из которых уходят девочки, для совершенствования методов коррекции и реабилитации.

    Объект исследования — психологические характеристики семей, воспитывающих девочек с феноменом уходов из дома.

    Предмет исследования — изменения психологических характеристик семейной системы включающий девочек с феноменом уходов из дома, в процессе реабилитации.

    Задачи исследования:

    1. Определение психологических особенностей девочек 10—15 лет, которые уходят их дома, особенностей их взаимоотношений с родителями.

    2. Изучение психологических особенностей функционирования семей, воспитывающих девочек с феноменом уходов из дома.

    3. Выявление взаимосвязи между особенностями семейного функционирования и феноменом уходов из дома у девочек.

    4. Анализ изменений структурных и динамических характеристик семейной системы в процессе психологического сопровождения семьи, из которой уходят девочки.

    5. Разработка программы психологической коррекции и реабилитации семей, из которых уходят девочки.

    Методологическую и теоретическую основу работы составили

    — теория межличностных отношений В. Н. Мясищева и его учеников (Т. М. Мишина, Б. Д. Карвасарский, Г. Л. Эйдемиллер, В. Юстицкис);

    — исследования, раскрывающие роль семьи и социального окружения для анализа «детской души», развития и становления личности ребенка (Л. С. Выготский, В. И. Гарбузов, В. Н. Дружинин, В. В. Ковалев, В. В. Столин, А. С. Спиваковская, К. Юнг);

    — исследования в области нейропсихологии, патофизиологии высшей нервной деятельности, патопсихологии, коррекционной психологии и психотерапии, раскрывающие механизмы, которые лежат в основе содержания и

    5

    организации оказания помощи аномальным детям (Н. Л. Белопольская, А. Р. Лурия, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева);

    — исследования, посвященные разным аспектам комплексного подхода в работе с детьми (К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, В. Я. Ляудис);

    — био-психо-социальная модель психических расстройств (Б. П. Карвасарский, А. А. Лазарус, Д. Оудсхорн, Ю. С. Шевченко);

    — системный подход и положения системной семейной терапии (Л. фон Берталанфи, А. С. Спиваковская, А. Б. Холмогорова, А. В. Черников, Л. Б. Шнейдер).

    Организация и методы исследования.

    Исследование проводилось с 1.12.2003 по 31.12.2006 г. в Детской психиатрической больнице № 6 г. Москвы. В исследование включены все семьи, воспитывающие девочек 10—15 лет, которые были госпитализированы в данный период и в анамнезе жизни которых есть факт уходов из дома.

    Из исследования были исключены семьи, воспитывающие:

    — девочек, которые на момент стационирования находились в остром психотическом состоянии;

    — девочек, заболевание которых носит эндогенный характер;

    — девочек, феномен уходов которых был включен в структуру эпилепсии;

    — девочек с истинной дромоманией;

    — девочек с умеренной и глубокой степенью умственной отсталости,

    а также опекунские, приемные, патронатные семьи и семьи, в которых родители были ограничены в родительских правах на время пребывания ребенка в стационаре.

    Таким образом, в исследование включены девочки, заболевание которых носит экзогенно-органический и психогенный характер, проживающие в родных семьях г. Москвы. Всего в исследовании приняло участие 192 семьи.

    Динамическое наблюдение по поводу повторной госпитализации осуществлялось в течение полутора лет после выписки ребенка из больницы — до 30.09.2008 года.

    В исследовании использованы следующие методы: теоретический анализ литературы по проблеме; наблюдение; анкетирование; изучение документов и продуктов деятельности; экспериментальная диагностика и тестирование (в т. ч. проективные и объективные методики); независимая экспертная оценка; описание случаев и анализ семейных историй. Полученные данные были подвергнуты математической обработке (пакет SPSS-15).

    Гипотезы исследования.

    1. Причины возникновения уходов из дома носят разнообразный характер, однако реакция семьи на уход девочки из дома способствует усилению этого симптоматического поведения.

    2. Закрепление симптоматического поведения происходит в тех семьях, где наблюдается нарушение функционирования семьи. Нарушение

    6

    функционирования семейной системы можно описать через структурные и динамические характеристики семейной системы.

    3. Для уменьшения симптоматического поведения девочек — уходов из дома — необходима психологическая работа, направленная на изменение характера взаимоотношений в семье. Изменение взаимоотношений вызовет изменение психологических характеристик семейной системы.

    Основные научные результаты.

    В исследовании в выделены и проанализированы психологические характеристики семей, воспитывающих девочек с феноменом уходов из дома. Описаны структурные и динамические характеристики этих семей и выявленные различные виды семейных дисфункций. Установлена взаимосвязь характеристик семейной системы по параметрам «разобщенность — сплоченность» c характером уходов ребенка (по А. Е. Личко). Изучены особенности взаимоотношений девочек, которые уходят из дома, с разным типом патологии, со значимыми близкими. Изучена динамика характеристик семейной системы в процессе психологического сопровождения. Эксперимент доказал, что в процессе психологического сопровождения происходит положительная динамика только отдельных характеристик семейной системы. Так, статистически значимо меняются границы семейной системы (структурная характеристика), коммуникации в семье (динамическая характеристика) меняются на уровне тенденции.

    Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

    В исследовании показано, что психокоррекционная работа с семьей при уходах ребенка из дома способствует уменьшению симптоматического поведения девочки. Изменения происходят как в семьях, воспитывающих как девочек с сохранным интеллектом, так и девочек с легкой степенью умственной отсталости.

    Представляется значимым для коррекционной психологии и семейной психотерапии выявление взаимосвязи особенностей симптоматического поведения — уходов из дома и структурных характеристик семейной системы.

    Практическая значимость исследования.

    В работе показана ключевая роль семьи в реабилитационном процессе при уходах ребенка из дома. Разработана, обоснована и апробирована программа психологической помощи семьям, воспитывающим девочек с психическими расстройствами различного генеза и феноменом уходов из дома.

    Детализированы и апробированы конкретные методики, использованные в психологической работе при феноменах уходов из дома: социограмма Э. Г. Эйдемиллера и «Работа с родителем на принятие болезни ребенка».

    Приведены стратегии психологического сопровождения (психологического консультирования и коррекции) семей девочек с феноменом уходов из дома.

    Разработана и апробирована методика определения эффективности психологической работы с семьями и ребенком в условиях стационара.

    7

    — выделены психологические факторы (границы, иерархия сплоченность, адаптативность семейной системы), влияющие на формирование и закрепление феномена уходов их дома;

    — определены направления психологической помощи семьям, из которых уходят дети;

    — описана технология психологической коррекции, направленная на оказание помощи семьям, из которых уходят дети.

    Положения, выносимые на защиту:

    1. Симптоматическое поведение девочек — уходы из дома — является одним из признаков дисфункции семейной системы, которую можно характеризовать через структурные (сплоченность, гибкость, границы иерархия) и динамические (коммуникация) характеристики семьи.

    2. Существует взаимосвязь характера дисфункций в семье по параметрам «разобщенность — сплоченность» c характером уходов ребенка.

    3. В процессе психологического сопровождения через изменение способов взаимодействия происходит изменение как семейной системы, так и системы взаимоотношений девочек со значимыми близкими.

    4. Реабилитация с использованием метода системного семейного консультирования позволяет снизить количество повторных госпитализаций, а, следовательно, и количество уходов из дома.

    Достоверность результатов исследования обеспечивалась применением комплекса методов, адекватных предмету, цели и гипотезе исследования, сочетанием количественного и качественного анализа фактического материала, применением при обработке методов математической статистики, успешной апробацией результатов исследования.

    Апробация и внедрение результатов исследования.

    Основные положения диссертации представлялись на

    — Третьем (Москва, апрель 2005г.) и Четвертом (Москва, апрель 2008г.) Международных Конгрессах «Мир семьи»;

    — межвузовской научно-практической конференции «Психология здоровья: психологическое благополучие общества» (Москва, май 2005г),

    — Четвертой городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения «Молодые ученые московскому образованию» (Москва, апрель 2005г.),

    — межрегиональном семинаре «Методы системной семейной терапии в работе с принимающими семьями» детского фонда «Виктория» (Москва, сентябрь 2010г.)

    — семинарах Московской службы психологической помощи населению г. Москвы (март 2009г, сентябрь 2010г.)

    8

    — методических семинарах психолого-медико-социальных центров СВАО г. Москвы (2007, 2008гг).

    Материалы исследования были использованы при составлении методических рекомендаций «Методы социально-педагогической помощи подросткам «группы риска» в условиях образовательного учреждения» (Москва, 2001г.), «Профилактика безнадзорности, правонарушений и наркомании среди обучающихся образовательных учреждений города Москвы» (Москва, 2005г).

    Материалы диссертации используются в практической работе психологов молодежных, спортивно-досуговых, и психологических центров г. Москвы, Московской городской службой психологической помощи населению, Морозовской детской городской клинической больницы.

    Структура и объем диссертации.

    Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, выводов, списка литературы, включающего 198 использованных источников, и приложений. Объем основного текста диссертации составляет 167 страниц, включая 33 таблицы, 13 схем и 2 диаграммы.

    Основное содержание диссертационного исследования.

    Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, указываются ее методологические и теоретические основы, определен предмет, объект, цели и задачи, формулируется гипотеза, приводятся положения, выносимые на защиту.

    В первой главе исследования рассматриваются методологические предпосылки изучения семьи как системы, и ее роли в развитии и формировании личности ребенка; представлен анализ основных научных исследований, интерпретирующих психологическую природу семьи, воспитывающей ребенка с проблемами социальной адаптации и конкретно с феноменом уходов из дома.

    Проанализированы различные подходы к изучению роли семьи в развитии личности ребенка. Описаны методологические предпосылки изучения семьи и ее роли в развитии и формировании личности ребенка. Ведущие российские психологи (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, П. Я. Гальперин, Л. И. Божович, В. С. Мухина и др.), а также зарубежные специалисты (З. Фрейд, А. Фрейд, А. Адлер, К. Г. Юнг, Ф. Дальто, К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливан, Д. В. Винникот, Дж. Боулби, О. Кернберг, Г. Кохут и др.) в качестве доминирующей стороны развития личности называют социальный опыт, полученный ребенком в процессе взаимодействия с матерью и семьей. В настоящее время при изучении «детских проблем» акцент постепенно смещался от изучения психики отдельно взятого ребенка к родительско-детским отношениям и семье, наблюдается тенденция отказа от изолированного, вне семейного контекста анализа симптоматического поведения ребенка.

    9

    В исследовании выделены основные направления развития семейной психологии и психотерапии: психодинамическое (В. К. Мягер, Т. М. Мишина, Н. Анкернман, и др.); системное (Дж. Хейли, К. Маданес, С. Минухин, М. Палацолли и др.); постклассическое (С. де Шайзер, М. Уайт); интегративное (А. Я. Варга, Э. Г. Эйдемиллер, Л. Б. Шнейдер и др). В данном исследовании при работе с семьей выбрано интегративное направление, в рамках которого использованы как системное видение семьи, так и различные постмодернистические направления семейного консультирования.

    В рамках интегративного подхода существует несколько моделей, используемых при описании семьи как системы: четырехаспектная модель А. Б. Холмогоровой, пятиаспектная модель А. В. Черникова, трехаспектная модель И. Ю. Хамитовой. В экспериментальном исследовании опора делается на классификацию характеристик системы, предложенную И. Ю. Хамитовой. В данной классификации выделяют: структурные, динамические и исторические характеристики семейной системы. Для данного исследования принципиально, что симптомы в системной семейной терапии являются не только характеристиками состояния, но и выражением отношений между людьми, метафорой взаимодействия в семье.

    Представляется значимым, что описание феномена уходов из дома широко представлено в специализированной литературе. Однако до сих пор нет единого определения этого явления. Несмотря на то, что первые попытки систематизации знаний о феноменах уходов предпринимались Dupou еще в 1909 году и разработано более 10 различных типологий данного феномена (А. Е. Личко, А. У. Нураева, Г. К. Ушаков, В. А. Фокин и И. В. Фокин, К. Н. Сидорова, Ф. И. Нутиенко, Roberts, Miller, Perlman, Hegel, Nisson и Tramen и др.), не выработано четких критериев, позволяющих дифференцировать феномен уходов из дома от бродяжничества. В исследовании под уходом из дома понимается отсутствие ребенка дома, когда хотя бы один из родителей или сам ребенок расценивают поведение как уход из дома (И. О. Калачева, Е. Н. Карнаухова, А. Г. Мазур).

    Так как до сих пор ведутся споры о соотношении биологических и социальных факторов при формировании и проявлении данного явления, то в работе исследованы как социальные, так и биологические факторы. Однако место и роль этих факторов в происхождении синдрома уходов из дома в литературе оценивается по-разному. Одни исследователи подчеркивают болезненную обусловленность уходов и бродяжничества (М. И. Лапидес, В. В. Ковалев, К. С. Лебединская с соавторами, М. Ш. Вроно), другие подчеркивают определяющее влияние социальных факторов (А. Фрейд, Х. Ремшмидт и др.).

    В психопатологии детского возраста феномен ухода относят к числу неспецифических возрастных форм патологического реагирования. Он рассматривается в рамках различных психиатрических расстройств и имеет различную нозологическую принадлежность. По мнению М. О. Лапидеса, Ф. И. Ивановой, В. В. Ковалева, А. Е. Личко, В. Я. Гиндикина в клинико-нозологическом направлении синдром уходов доминирует преимущественно при патохарактерологическом развитии личности, реже — при становлении

    10

    психопатии, а также в рамках ранних церебральных резидуально-органических поражений и шизофрении. Отмечено, что синдром уходов и бродяжничества рассматривается как отдельная проблема при шизофрении (В. А. Гурьева, В. В. Ковалев, А. Е. Личко, А. Б. Смулевич, А. В. Снежневский). В работах некоторых авторов (Н. М. Иовчук, А. Е. Личко, Ю. В. Мюжгинский, С. Д. Озерковский) прослеживается взаимосвязь аффективных нарушений и синдрома уходов и бродяжничества. В данном исследовании были исключены девочки, заболевание которых носит эндогенный характер, девочки, феномен уходов которых был включен в структуру эпилепсии, а также девочки, которые в момент стационирования находились в остром психотическом состоянии.

    При рассмотрении феномена уходов из дома с психолого-педагогической точки зрения выделены следующие аспекты данного феномена:

    — семейная обстановка — насилие, тяжелая обстановка, просчеты воспитания и др. (А. С. Спиваковская, А. И. Захаров, И. Д. Демьяченко);

    — внутренние (интрапсихические) процессы, происходящие с самим ребенком (И. Ю. Кулагина, Л. Ф. Обухова, Э. Эриксон, Х. Ремшмидт, М. Раттер, А. и З. Фрейд, Г. Фигдор);

    — влияние социума, референтной группы, особенностей взаимодействия в школе, с друзьями (И. С. Кон, Н. Ю. Сенюгина).

    При этом большинство авторов считает, что нельзя жестко разграничить влияние широкого социума, семьи и личностных особенностей, так как все сферы жизни индивида тесно связаны между собой и опосредуются друг другом.

    Интрапсихические процессы, происходящие с ребенком во время уходов из дома, представляются наиболее изученными. С этой точки зрения уходы из дома наиболее часто рассматриваются как тяжело протекающие пубертатные кризисы и подростковые реакции (И. В. Дубровина, Л. Ф. Обухова, Э. Эриксон, Х. Ремшмидт, М. Раттер и Hinde); внутренний конфликт — возникающий вследствие отношений между Я и ОНО (А. и З. Фрейд, Дж. Боулби, А. Айхон, А. Боннард, Г. Фигдор, Э. Хорн); один из способов защитного поведения (В. Н. Мясищев, Б. Д. Карвасарский, Г. Л. Исурина, А. А. Александров, М. Растин). Однако с точки зрения А. С. Спиваковской, А. И. Захарова, И. Д. Демьяченко, Н. Ю. Сенюгиной, А. Я. Варги, А. В. Черникова, К. Витакера, С. Минухина и др., при рассмотрении феномена уходов из дома необходимо, прежде всего, учитывать взаимоотношения детей и родителей, т. е. особенности взаимоотношений в семье.

    Обзор литературных данных о феномене уходов из дома свидетельствует о многообразии подходов к проблеме уходов детей из дома, что свидетельствует о сложности этого феномена и необходимости дифференцированного подхода к изучению этого явления. До сих пор остаются спорными вопросы о этиопатогенезе этого феномена, о соотношении биологического и социального в происхождении этого феномена. Недостаточно изученными остаются и механизмы закрепления этого феномена. Важными в практическом отношении, но недостаточно разработанными остаются и особенности психологической коррекции и реабилитации как детей, как и семей, в которых воспитываются эти

    11

    дети. Еще менее изученным остается вопрос выделения «групп риска» и возможной профилактической работы с детьми и семьями.

    Следует особо отметить, что хотя распространенность феномена уходов из дома велика, все еще мало методов, направленных на психологическую коррекцию детей, уходящих из дома. Чаще всего феномен уходов из дома рассматривается как один из видов девиантного поведения. Отсюда, на практике при работе с детьми, уходящими из дома, применяются те же методы, что и при работе с «девиантными» подростками (Д. Н. Оудсхорн, А. А. Лазарус, Х. Ремшмидт, Б. Д. Карвасарский, О. Е. Буланова и др).

    Особое внимание при анализе работ по проблеме исследования уделено психологической помощи семье, воспитывающей ребенка с феноменом уходов из дома. Данная тема нашла свое отражение в работах семейных психологов (А. Я. Варга, А. В. Черников, К. Витакер, А. Айхингер, Г. Фигдор). Однако эти описания носят разрозненный и несистемный характер.

    Представлен также анализ методов оценки эффективности психологической работы (М. Раттер, Kolvin, Berg et al, Jackobson и др), один из которых — метаанализ — использован в исследовании.

    Таким образом, проведенный анализ литературы показывает, что в настоящее время при работе с детьми с феноменом уходов из дома чаще всего применяется комплексный подход, учитывающий как биологические, так и социальные факторы, которые определяют специфичекую ситуацию развития ребенка. Отдельные примеры системного подхода к работе с семьями свидетельствуют об эффективности применения этого метода в ряде случаев при уходах детей из дома, но описания такой работы представляют собой чаще всего примеры из практики. Эти описания, как правило, разрозненны и не систематизированы, в них не прописан алгоритм принятия решений при психологической работе с семьями и детьми. Исходя из этого, можно сделать вывод, что научно выверенных и апробированных методов и программ психологической коррекции и реабилитации, направленных на работу с детьми с этим феноменом и их семьями, в психологической, медико-социальной и психолого-педагогической практике пока недостаточно. Психологическая работа с семьей как системой, использованная в данном исследовании, позволяет учесть особенности как семьи, так и особенности самого ребенка, который является частью этой системы.

    Во второй главе представлены общие характеристики методов, этапы исследования, описаны различные характеристики объекта исследования.

    Исследование осуществлялось в три этапа. На первом этапе все семьи, включенные в исследование, были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную. На основании данных медицинских карт, проводилось изучение и сопоставление выделенных групп.

    На втором этапе — этапе психологической реабилитации, в экспериментальной группе проводилась психокоррекционная работа с семьями, в то время как в контрольной группе психологическая работа с семьями не осуществлялась.

    12

    На третьем, заключительном этапе проводился анализ эффективности проведенной работы как на основании результатов повторного тестирования экспериментальной группы, так и на основании данных динамического наблюдении контрольной и экспериментальной групп.

    Всего в исследовании приняло участие 192 семьи, 87 из них были включены в экспериментальную группу, 105 — включены в контрольную группу.

    Важной характеристикой данного феномена является возраст, в котором девочки начинают уходить из семей, а также возраст детей, когда родители обращаются за помощью. Именно поэтому в таблице № 1 приведены данные о распределении девочек с феноменом уходов по возрастным группам на момент их госпитализации.

    Таблица № 1. Распределение девочек с феноменом уходов из дома по возрастным группам.

    Группы

    Экспериментальная группа

    N=87

    Контрольная группа

    N=105

    Возраст (лет)

    10—12

    13—15

    10—12

    13—15

    16
    (18.4%)

    71
    (81.6%)

    19
    (18.1%)

    86
    (81.9%)

    Полученные данные показывают, что большинство детей госпитализируются в возрасте старше 13 лет (пубертатный возраст), но по результатам исследования, можно говорить о том, что проблемное поведение часто начинается раньше (40 девочек (46.5%) в экспериментальной группе начинали уходить в возрасте 10—12 лет). Однако в силу разных причин (от психологических до социокультурных и информационных) обращение родителей к врачам с целью госпитализации происходило значительно позже. Изучались также частота и длительность отсутствия ребенка дома в экспериментальной группе.

    При описании девочек, которые уходят из дома, опираемся на психологическое состояние ребенка, прежде всего на его интеллектуальную сохранность. В исследовании выделены две группы:

    Группа А — девочки с умственной отсталостью (легкая степень);

    Группа В — девочки с сохранным интеллектом.

    При этом подгруппа В, в зависимости от факторов, оказавших влияние на постановку медицинского диагноза, разделена также на две подгруппы:

    В подгруппу В1 вошли девочки, у которых в возникновении психических расстройств ведущую роль играли экзогенно-органические факторы. Это дети с синдромом гиперактивности, синдромом гиперактивности с дефицитом внимания, аффективной неустойчивостью, расстройствами поведения, ЗПР органического характера.

    В подгруппу В2 вошли девочки с сохранным интеллектом, у которых в возникновении психического расстройства ведущую роль играл психогенный фактор.

    Результаты распределения девочек по группам и подгруппа представлены в таблице № 2.

    13

    Таблица № 2. Распределение девочек по выделенным группам.*

    Нозологическая форма.

    Экспериментальная

    группа N=87

    Контрольная группа

    N=105

    Группа А

    19 (21.9%)

    26 (24.8%)

    Подгруппа В1

    31 (35.6%)

    39 (37.1%)

    Подгруппа В2

    37 (42.5%)

    40 (38.1%)

    *в процентах по каждой из групп.

    Как видно из полученных данных, чаще встречались уходы у девочек с психогенными реакциями и патохарактерологическим формированием личности (42.5% и 38.1%), что согласуется с данными исследований В. В. Ковалева, А. Е. Личко и др. Девочки с легкой степенью умственной отсталости уходят реже (21.9% и 24.9). Однако, если учитывать, что такие дети составляют 2.5% общей детской популяции, то можно предположить, что вероятность уходов из дома детей с диагнозом олигофрения выше, чем у детей с сохранным интеллектом. Можно также предположить, что данная выборка является смещенной, т. к. исследование проводилось на базе ДПБ. В исследовании описаны и другие формы девиантного поведения у девочек с феноменом уходов из дома: аутоагрессивное и гетероагрессивное поведение, раннее начало половой жизни, употребление спиртных напитков и токсических веществ, отказ от учебы, воровство и пребывание ребенка во время уходов в различных группировках.

    В процессе проведения исследования изучались и данные о семьях, из которых уходят дети.

    Таблица № 3. Типы семей, в которых воспитывались девочки, уходящие из дома.*

    Характерист. Семей

    Экспериментальная группа

    Контрольная группа

    Состав семьи

    Полная

    Неполн.

    Смешан.

    Полная

    Неполн.

    Смешан.

    Количество семей

    22
    (25.2%)

    35
    (40.3%)

    30
    (34.5%)

    22. (21.0%)

    44 (42.0%)

    39
    (37.0%)

    *в процентах по каждой из групп.

    Полученные данные показывают, что в данной выборке чаще всего девочки уходят из неполных семей, а наиболее благополучной с точки зрения отсутствия феномена уходов из дома является полная семья. Эти данные согласуются с различными теориями о неполной семье «как факторе риска» при воспитании детей (Крюкова Т. Л. с соавт.).

    Проведен анализ положения ребенка в сиблинговой подсистеме. Рассмотрены и сведения о проживании ядерной семьи с расширенной (прародительской) семьей.

    При изучении влияния различных факторов социальной среды исследовалась распространенность психогенных ситуаций в жизни девочки (безответная влюбленность, разрыв с молодым человеком, беременность, смена

    14

    школы и др.) и семьи (смерть одного из родителей или близких родственников, развод родителей, алкоголизм родителей и др.)

    Статистический анализ данных свидетельствует об идентичности контрольной и экспериментальной групп по:

    — возрастному составу детей (U-критерий Манна — Уитни p<0.05);

    — распространенности болезней различной нозологии (U-критерий Манна — Уитни p<0.05);

    — принадлежности ребенка к определенному типу семьи (U-критерий Манна — Уитни p<0.05).

    Статистически значимых различий по данным характеристикам не выявлено.

    Статистически значимые различия выявлены по распространенности психотравмирующих ситуаций. Однако эти различия могут быть объяснены разными подходами в исследовании данных характеристик.

    Таким образом, очевидно, что контрольная и экспериментальная группы идентичны по основным характеристикам на начальном этапе эксперимента. Следовательно, путем сопоставления количества повторных госпитализаций в этих группах, можно проводить анализ эффективности психологической работы с семьями.

    В третьей главе описано проведение психологической реабилитации семей и детей, которая условно разделена на два блока:

    — блок психологической диагностики семей и девочек;

    — блок психокоррекционной работы.

    При диагностическом обследовании семейной системы использовались:

    — социограмма Э. Г. Эйдемиллера (оценка границ и иерархии семейной системы — структурные характеристики семейной системы);

    — тест Д. Олсона — шкала семейной адаптации и сплоченности (оценка функциональности и дисфункциональности семейной системы — структурные характеристики семейной системы);

    — тест Геринга (оценка иерархии семейной системы, изучение особенностей коммуникаций и взаимодействия членов семьи — динамическая характеристика).

    Особенности взаимоотношений в семье с точки зрения девочек исследовались при помощи теста цветовых отношений А. Эткинда.

    Данные по социограмме Э. Г. Эйдемиллера показали, что полные семьи в определении состава семьи отличаются от неполных и смешанных семей (р<0.05 ANOVA). Так, в 45.7% случаев в неполных семьях и 56.6% случаев в смешанных семьях мать и дочь на социограмме рисуют разных членов семьи в площадь круга, что свидетельствует о размытости границ семьи и неопределенности самого понятия «семья». Полученные данные, наблюдение за семьями и последующая психологическая работа показали, что такие нарушения встречаются в неполных и смешанных семьях, в которых вслед за структурными изменениями, т. е. изменением состава семьи вследствие развода не произошли эмоциональные изменения — изменения второго порядка. Такие семьи не смогли полностью пережить психологическую травму развода и определиться с новыми границами семьи.

    15

    Обследование выявило, что в большинстве семей, включенных в исследование, выявлены разные степени нарушения иерархии (структурная характеристика). Значительное нарушение иерархии выявлено в 37,2% (по социограмме Э. Г. Эйдемиллера) и 32,4% (по тесту Геринга) семей. Статистически значимых различий нарушения иерархии в семьях разного типа и при заболеваниях разного типа не выявлено.

    Диагностическое обследование семей при помощи теста Д. Олсона показывает, что в исследовании 73 семьи (83.1%) являются дисфункциональными (крайние положения выделены цветом) и только 14 (16.9%) семей относятся к средне-сбалансированным семьям. Данные о структурных характеристиках семей, воспитывающих девочек, которые уходят из дома, приведены в таблице № 4.

    Таблица № 4. Структурные характеристики семей экспериментальной группы (по модели Д. Олсона)

    Разобщенный

    Раздельный

    Связанный

    Слитный

    Хаотичный

    7 (8.1%)
    *7
    **0

    11 (12.7%)
    *11
    **0

    Гибкий

    2 (2.3%)
    *2
    **0

    Структурный

    1 (1.1%)
    *1
    **0

    3 (3.4%)
    *2
    **1

    Ригидный

    15 (17.2%)
    *8
    **7

    3 (3.4%)
    *3
    **0

    5 (5.7%)
    *4
    **1

    40 (46.0%)
    *30
    **10

    *Данные для семей, воспитывающих девочек с феноменом уходов из дома, с сохранным интеллектом (подгруппа В).**Данные для семей, воспитывающих девочек с феноменом уходов их дома с умственной отсталостью (подгруппа А).

    Проведенное исследование показывает, что большинство семей, воспитывающих девочек с легкой степенью умственной отсталости относятся к ригидным семьям (94.7%). Можно предположить, что воспитание умственно отсталой девочки способствует «ригидности» семьи. Возможен также и другой процесс: чем более ригидна семья, тем менее замечаются и изменения в ребенке, что приводит к «инфантилизации» и изоляции ребенка, что способствуют увеличению сенсорной жажды, желанию общаться со сверстниками. А именно эти процессы, по мнению Г. Е. Сухаревой, лежат в «основе уходов из дома ребенка с низким интеллектом».

    Количественный (р<0.01 ANOVA) и качественный анализ полученных данных говорит о взаимосвязи дисфункциональных характеристик семьи, воспитывающих девочек с сохранным интеллектом (по тесту Олсона) и характера уходов ребенка из дома (по А. Е. Личко). Так, для разобщенных семей характерны демонстративные уходы девочек, которые вынуждают разобщенную семью объединиться, отстраненные и не включенные в процесс

    16

    воспитания родители начинают выполнять свои обязанности. Для слитных семей характерны эмансипационные уходы. Целью эмансипационного ухода из дома является стремление избавиться от контроля и опеки родных, что позволяет ребенку в запутанных (слитных) семьях хотя бы на время отделиться от родителей и пожить «своей» жизнью. При импунитивных уходах всегда рассматривается психогенная ситуация. При этом даже если уход изначально носил импунитивный характер, то последующие уходы девочек, в зависимости от характеристик семьи, приобретают эмансипационные или демонстративные черты.

    При диагностическом обследовании девочек использовался тест цветовых отношений А. Эткинда, позволяющий количественно оценить эмоциональную дистанцию девочек со значимыми близкими. Результаты данного тестирования рассматривались только для девочек с сохранным интеллектом — подгруппа В. Большинство девочек подгруппы А использовали малое количество цветов, и, следовательно, это тестирование для них недостоверно.

    В ходе диагностического обследования девочек получены результаты, свидетельствующие, что у девочек с экзогенно-органической формой заболевания (интеллект сохранен) эмоциональная дистанция с матерью больше, чем у девочек с психогенной формой заболевания. (критерий Пиросона р<0.05). Эти данные хорошо согласуются с теорией объектных отношений, согласно которой сепарация от матери является первым необходимым элементом в психологическом развитии ребенка. Полученные данные подтверждают теоретические положения о том, что недоразвитие мозговых структур девочек с экзогенно-органическими расстройствами затрудняет протекание психологических процессов: эмоционального развития и сепарации. Однако так как эта тема не являлась целью данного исследования, то полученные данные требуют дальнейшего изучения. Для практической работы в этом исследовании это положение показывает необходимость у девочек с экзогенно-органической формой заболевания в психологической работе особое внимание уделять взаимоотношениям мать-дочь.

    Таким образом, диагностическое обследование семей показало, что большинство семей, воспитывающих девочек с феноменом уходов из дома, являются дисфункциональными по таким структурным характеристикам, как нарушения иерархии, границ, сплоченности и гибкости, а также по динамической характеристике (коммуникации).

    Проведение психологической коррекции — сложный многоуровневый процесс, который в исследовании условно разделен на три шага:

    1. Разработка плана психологической работы.

    2. Разработка и проведение психокоррекционных интервенций.

    3. Интеграция и завершение работы.

    При разработке плана коррекционной работы учитывались общепризнанные психологические факторы, влияющие на становление и закрепление феномена уходов из дома:

    17

    — психологическое состояние ребенка (прежде всего его интеллектуальная сохранность);

    — характеристики семейной системы;

    — наличие в жизни семьи и ребенка психотравмирующей ситуации.

    В зависимости от уровня интеллекта ребенка в исследовании описана психокоррекционная работа с семьями, воспитывающими девочек:

    — с сохранным интеллектом

    — умственной отсталостью легкой степени.

    Так, при психологической работе с семьями, воспитывающими девочек с диагнозом олигофрения легкой степени, исходим из того, что в «основе» уходов ребенка лежит «сенсорная жажда» (Г. Е. Сухарева, В. В. Ковалев и др). Неприятие родителями «особенностей» ребенка, изменение функционирования семьи, в основе которого лежит рождение и воспитание ребенка с «особенностями» развития (M. Seligman, R. B. Darling), способствуют закреплению симптоматического поведения. Косвенным подтверждением непринятия болезни ребенка является то, что все 15 девочек с легкой степенью умственной отсталости в начальных классах обучались в общеобразовательной средней школе, 4 девочки обучались в средней общеобразовательной школе и на время проведения исследования. Взаимодействие в семьях, воспитывающих ребенка с умственной отсталостью, схематично может быть представлено на схеме 1:

    Схема № 1. Циркулярное взаимодействие, типичное для семей, воспитывающих девочек с умственной отсталостью легкой степени.

    Рождение ребенка с «особенностями» развития ведет и к изменениям во всей семье — системе, в которой живет этот ребенок. То есть вторичные изменения возникают не только в психическом развитии самого ребенка, но и в семье. Эти изменения способствуют возникновению дисфункций в семье.

    Психокоррекционная работа с такими семьями направлена на:

    1. работу с родителями, в которой важными составляющими являлись:

    — принятие болезни ребенка каждым из родителей;

    — помощь в преодолении психотравмирующей ситуации, связанной с рождением «особого» ребенка;

    — осознание амбивалентных чувств, связанных с воспитанием «особого» ребенка, которые ведут к гипер- и гипоопеке, а также непоследовательному стилю воспитания;

    18

    — информирование об особенностях детей с умственной отсталостью.

    2. изменение взаимодействия между родителями и ребенком.

    Как уже указывалось ранее, большинство семей, воспитывающих девочек с диагнозом олигофрения относятся к ригидному типу и, следовательно, медленно меняются. Изменение взаимодействия происходит в ходе совместной деятельности, когда родители получают обратную связь об особенностях их взаимодействия с ребенком и предложения об изменении этого взаимодействия.

    При работе с семьями, воспитывающими девочек с сохранным интеллектом, невозможно идентифицировать детерминанты проблемы и определить, что конкретно привело к запуску симптоматического поведения ребенка. В этом случае психокоррекционная работа направлена, прежде всего, на изменение стереотипов взаимодействия в семье, что способствует реорганизации семейной системы.

    Исследование показало, что в разобщенных семьях, для которых характерны демонстративные уходы девочек, типичное циркулярное взаимодействие может быть представлено следующим образом (схема № 2):

    Девочка

    Родитель

    Ситуация

    Семья разобщена, каждый сам по себе. Ребенку мало внимания.

    Получил недостающее внимание

    Начинают ругать и (или) «задабривать» ребенка

    Поведение

    Происходящее во внутреннем плане

    Недоверие к родителям, обиды, уверенность, что возможно добиться внимания только таким способом. Чувствует, что семья объединяется

    Происходящее во внутреннем плане

    Тревога родителей повышается, они объединяются в поиске и воспитании ребенка.

    Поведение

    Ситуация

    Ребенок уходит из дома

    Ребенок ушел из дома

    Схема № 2. Циркулярное взаимодействие в разобщенных семьях, воспитывающих девочек с сохранным интеллектом.

    В слитных семьях, для которых характерны эмансипационные уходы — характерна схема взаимодействия, представленная на схеме № 3.

    К тому же данное взаимодействие поддерживается и вторичными выгодами, которые получает вся семья в целом. В исследовании описаны наиболее часто встречаемые при проведении экспериментального исследования вторичные выгоды. Так, для полных семей наиболее распространены такие вторичные выгоды, как объединение супругов и создание «псевдокоалиций» родителей, для неполных семей — привлечение внимания родителя к себе для отвлечения родителя от его собственных проблем или привлечение в семью ушедшего родителя. В смешанных семьях прослеживается «борьба» ребенка за свое место в изменившейся семейной системе после появления в ней отчима (мачехи) или рождения нового ребенка.

    19

    Девочка

    Родитель

    Ситуация

    Семья слитная. У ребенка нет личного пространства

    Получает много внимания, которое мешает ей дистанцироваться от семьи.

    Сверх опека, чрезмерный контроль.

    Поведение

    Происходящее во внутреннем плане

    Хочет дистанцироваться и избавиться от сверхконтроля.

    Родители тревожатся за ребенка

    Происходящее во внутреннем плане

    Поведение

    Ситуация

    Ребенок уходит из дома для избавления от сверхопеки

    Ребенок ушел из дома

    Схема № 3: Циркулярное взаимодействие в слитных семьях, воспитывающих девочек с сохранным интеллектом.

    В исследовании детализированы направления работы для различных типов семей: полных, неполных и смешанных семей. В процессе психологической работы с семьями использовались различные техники, в основе которых лежит взаимодействие членов семьи. Использованные приемы направлены на:

    • изменение неэффективных взаимодействий в семье;

    • формирование специфических навыков и умений в отношениях (адекватная коммуникация, позитивное подкрепление и т. д.);

    • внесение изменений в последовательность циркулярного взаимодействия;

    • изменение семейных коалиций через создание временных альянсов во время взаимодействия, и в период выполнения домашних заданий;

    • перенаправление фокуса внимания (направление внимания на позитивность и ресурсы, а не на негативность, ошибки и недостатки);

    • внесение большей осознанности в процесс взаимодействия;

    • активизацию ресурсов семьи.

    В процессе психокоррекционной работы рассматривались и психогенные (психотравмирующие) ситуации в жизни семьи и девочки. В исследовании описаны наиболее часто встречающиеся направления работы при различных типах психотравмирующих ситуаций — острых и хронических, как связанных с семьей, так и для тех случаев, когда психогенный фактор находится вне семьи.

    Психокоррекционные интервенции строятся исходя из: характеристик семейной системы, феноменологии конкретной встречи, динамики изменений и состояния всей семьи в целом, целей данной встречи и всей работы в целом.

    На заключительном этапе психокоррекционной работы — этапе интеграции, подводились итоги проведенной психологической работы.

    В процессе психологической коррекции учитывались организационные особенности проведения психологической работы в условиях больницы. Госпитализация ребенка часто бывает недобровольной. Это оказывает влияние на ребенка, семью и на процесс консультирования. В связи с этим во всех

    20

    случаях психокоррекционной работы использовался метод обязательного заключения психологических контрактов с семьей. Контракт — это договор с родителями и детьми на проведение с ними психологической работы, который позволяет психологу планировать процесс коррекционной работы, а семье включаться в процесс консультирования. В данной работе использовался следующий тип контракта (договора): первые 6 встреч работы с психологом рассматривались как обязательные, после семья уже на добровольной основе заключала контракт на продолжение психологической работы. Алгоритм процесса заключения контрактов представлен на схеме № 4:

    Схема № 4: Алгоритм заключения контрактов при психокоррекционной работе в условиях больницы.

    Средняя продолжительность психокоррекционной работы в экспериментальном исследовании представлена в таблице № 5:

    Таблица № 5. Средняя продолжительность психокоррекционной работы*

    Тип семьи

    Средняя продолж. работы. М

    Дисперс.
    SD

    Тип болезни

    Средняя продолж. работы M

    Дисперс.
    SD

    Полная семья 22

    10.1

    3.9

    А 19

    7.9

    2.6

    Неполная семья 35

    12.2

    4.7

    Б 31

    10.1

    3.1

    Смешанная семья 30

    8.1

    3.7

    В 37

    11.7

    3.7

    *Средняя продолжительность рассчитывается по количеству встреч с семьей.

    Таким образом, исследование показало, что все семьи экспериментальной группы являются дисфункциональными по структурным (границы, иерархия, гибкость и сплоченность) и динамическим (коммуникация) характеристикам семейной системы. Психокоррекционная работа с семьей строится с опорой на данные диагностического обследования и направлена, прежде всего, на изменение состояния семейной системы. Психокоррекционная работа с

    21

    семьями представляет собой сложный динамический процесс, в ходе которого через изменение способов взаимодействия происходит и изменение взаимоотношений в семье. В данном процессе учитывается психологическое состояние ребенка, наличие и тип психотравмирующей ситуации, а также тип семьи (полная, неполная или смешанная).

    Четвертая глава посвящена анализу эффективности проведенной работы. В связи с тем, что проблема обобщения и интерпретации данных, посвященных оценке эффективности разного рода психокоррекционных мероприятий неоднозначна, в данном исследовании анализ эффективности проведенной работы проводился по ряду параметров:

    — путем сопоставления результатов повторной диагностики девочек и семей с результатами обследования в начале экспериментального исследования;

    — при сопоставлении количества повторных госпитализаций девочек экспериментальной и контрольной групп в течение полутора лет после окончания исследования;

    — по субъективной оценке изменений, проводимой как самой семьей, так и внешними наблюдателями — врачами и педагогами.

    Анализ изменений, произошедших с семьями, говорит о том, что в результате психокоррекционной работы

    — увеличилось количество семей, в которых отсутствуют нарушения, связанные с границами семьи (структурная характеристика, критерий Манна — Уитни р<0.05);

    — выявлена тенденция (p<0.1 критерий Манна — Уитни) уменьшения количества нарушений коммуникаций (динамическая характеристика);

    — статистически значимых изменений других структурных характеристик (иерархия, гибкость и сплоченность) не произошло, однако в абсолютных значениях наблюдается положительная динамика.

    Корреляции между изменениями структурных характеристик и количеством повторных госпитализаций не выявлено.

    Повторное тестирование девочек показало, что в результате психокоррекционной работы:

    — у девочек с сохранным интеллектом произошло уменьшение эмоциональной дистанции с матерями, отцами и отчимами (критерий Пиросона р<0.05).

    Таким образом, психологическая работа с семьей ведет к переоценке ребенком своего места в семье и своего отношения к близким людям. Т. е. в процессе семейного консультирования происходят психологические изменения у отдельных членов семейной системы — у девочек.

    Проведенное исследование показало, что в ходе психокоррекционной работы с семьями некоторые параметры семейной системы (границы) изменились значительно, другие (коммуникации) изменились на уровне тенденций. Статистически значимых изменений других параметров (иерархия, гибкость и сплоченность) отследить не удалось. При этом не удалось отследить взаимосвязи отдельных изменений, происходящих с семьями и количеством повторных госпитализаций.

    22

    Мы объясняем данный факт комплексностью изучаемых характеристик, тем, что семья — сложная структура, которая может быть описана большим количеством параметров и изменения функционирования семьи, уменьшение симптоматического поведения ребенка не всегда возможно отследить по изменениям отдельных параметров системы. Полученные данные позволяют предположить, что процесс изменений носит кумулятивных характер: сначала изменения носят эпизодический характер, затем они происходят на личностном уровне (изменения у девочек), потом происходят изменения на семейном уровне. При этом на семейном уровне сначала меняются динамические, а затем структурные характеристики семейной системы. При изменении структурных характеристик семейной системы более простые характеристики (границы семьи) меняются быстрее, чем сложные (иерархия). Можно предположить, что для отслеживания динамики изменений структурных характеристик (особенно в ригидных семьях) необходимо отсроченное наблюдение.

    В качестве объективного критерия эффективности психокоррекционной работы было использовано наблюдение за наличием и степенью выраженности симптоматического поведения. Феномен уходов из дома относится к тем явлениям, налич

    Просмотров: 345 | Добавил: haveall | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Copyright MyCorp © 2020
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz